Впервые единый стандарт обслуживания был утвержден приказом ФНС еще в 2005 году и с тех пор периодически обновляется и детализируется. В проекте нынешнего стандарта записано, что
пять рабочих дней — это предельный срок для оказания большинства услуг, которые должны оказывать налоговики физическим и юридическим лицам.
Например, госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна осуществляться в течение не более чем пяти дней с момента подачи документов.
Столько же дней отводится налоговикам и для предоставления сведений, содержащихся в единых государственных реестрах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН). При этом предусматривается возможность срочного предоставления сведений — не позднее одного рабочего дня.
Физические лица также должны ставиться и сниматься с учета не позднее пяти дней с момента поступления сведений. Аналогичный срок отводится и для постановки на учет иностранных организаций, а для снятия с учета предусмотрено 14 дней.
Рассматривать заявку и выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговики должны также в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса на такие сведения.
В случае смены адреса компании или места жительства предпринимателя регистрационная инспекция обязана передать «дело» клиента с сопроводительным письмом в инспекцию, где он состоит на учете, не позднее 3 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
При переезде из одной инспекции в другую «старая» налоговая также в течение трех дней обязана передать учетное дело налогоплательщика вместе с сопроводительным письмом принимающей стороне — в новую инспекцию.
Остальные документы при смене места налогового учета должны дослать не позднее 10 дней после снятия с учета. Раньше в едином стандарте таких пунктов не было.
Если юрлицо добивается разрешения на проведение всероссийских лотерей, налоговики получают право рассматривать эту заявку в течение двух месяцев. А лицензии на проведение азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах должны выдаваться в течение 45 дней.
Впрочем, в некоторых вопросах налоговики решили не брать на себя повышенные обязательства и даже отказаться от прежних норм. Так, в едином стандарте от 2005 года ФНС пыталась регламентировать даже время нахождения граждан в инспекциях: «Время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при пиковых загрузках — не более одного часа».
Из нынешнего стандарта эта норма исчезла. Причина очевидна: таких очередей и столь низкого качества обслуживания, как в налоговых инспекциях, нет даже в ГАИ.
Например, корреспондент «Газеты.Ru» вот уже восемь месяцев пытается получить имущественный вычет по ипотеке. За это время документы дошли наконец до казначейства, но тут выяснилось, что рублевый счет, открытый в Райффайзенбанке, не опознается налоговиками. Пришлось пойти в Сбербанк и завести сберкнижку. Ждать решения придется еще месяц. Между тем этот налоговый вычет оформляется по налогу на доходы физлиц не за прошлый год, а за предыдущие.
До 20 марта независимые эксперты должны подготовить свои отзывы о новом стандарте, затем документ отправится на регистрацию в Минюст.
В ФНС «Газете.Ru» пояснили, что контроль за соблюдением его норм возложен непосредственно на руководителей региональных управлений ФНС. «За нарушение единого стандарта могут последовать выговоры и даже увольнения на основании решения о не соответствии служебному положению», — не исключает помощник руководителя ФНС Аэлита Байчурина.
Тем не менее ожидать серьезных изменений в работе с налогоплательщиками после принятия нового стандарта не стоит, уверен эксперт BDO в России Николай Симоянов.
«Этот стандарт был и остается сводом формальных правил, которые зачастую не соблюдаются налоговыми инспекторами. Эффекта от его введения можно ждать лишь в том случае, если за его неисполнение действительно будет предусмотрена строгая ответственность»,
— говорит Симоянов.
По подсчетам старшего юриста Goltsblat BLP Анастасии Сперанской, сроки передачи регистрационного дела из одного налогового органа в другой при изменении места нахождения юридического лица исчисляется отнюдь не тремя днями. «По нашему опыту, передача регистрационного дела из инспекции № 46 в Москве в инспекции Московской области занимала 3—4 недели, что, в свою очередь, увеличивало сроки постановки на учет в налоговой инспекции по новому месту нахождения юрлица», — говорит Сперанская. Из-за отсутствия документов, подтверждающих постановку на налоговый учет, у компании сразу же возникают проблемы с таможенными органами, нотариусами и прочими контрагентами. Кроме того, вследствие таких недоразумений налогоплательщики иногда получали отказ в приеме налоговой отчетности по новому месту нахождения, будучи уже снятыми с учета по старому адресу.
Сжатые сроки взаимодействия налоговиков и их клиентов, о которых радеет ФНС, направлены не на улучшение качества обслуживания, а на борьбу с теми, кто пытается уйти от налогов путем смены юридического адреса и с помощью «перебежек» из одной налоговой инспекции в другую,
убеждена руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Рахимова.
Новый стандарт не содержит информации о нашумевшем новом сервисе ФНС под названием «Личный кабинет налогоплательщика», замечает Сперанская. «Пока эта услуга регламентируется только самым общим образом. Хочется надеяться, что ФНС приложит усилия к поддержанию актуальности информации на своем web-сайте, соответствующий раздел которого, кстати, стабильно не загружается», — говорит эксперт.