16% россиян с начала года успешно сменили свою работу. Зато теперь людей, которые недовольны своей работой и хотят её поменять, стало меньше, свидетельствует опрос HeadHunter, проведенный среди 4000 жителей России. Так, если в январе мечтали о смене места больше трех четвертей опрошенных, то к марту лишь 37% респондентов продолжают находиться в активном поиске и рассматривать предложения.
Почти половина россиян и вовсе не планируют в ближайшее время никуда уходить. Впрочем, считает партнер рекрутинговой компании Antal Russia Наталья Куркчи, возможно, это потому, что им пока не сделали интересных предложений. «Люди, которые в анкете утверждают, что точно не планируют сменить работу, могут и уйти, если им предложить достойные условия. На рынке, по нашим оценкам,
лишь 20—30% работников довольны своим местом настолько, что не уйдут ни при каких условиях. У остальных есть своя цена, которую им пока не заплатили», — добавляет эксперт.
Многие люди считают, что в 2009 году они пересидели кризис на старом месте и теперь ищут место получше. Так, три четверти сменивших работу в первые два месяца этого года респондентов HH улучшили свои условия — стали больше получать или поднялись по карьерной лестнице. Причем 27% опрошенных удалось и то и другое. Однако почти четверть, на первый взгляд, «сменили шило на мыло», они признают, что на новой должности не получили повышения зарплаты или карьерного роста. Кстати, именно карьера, а не деньги находятся в приоритетах у россиян. По словам Куркчи, на старом месте работы люди зачастую понимают, что встали на верхнюю доступную ступень карьеры. И в этой компании двигаться дальше не смогут. Или компания сама стагнирует и не развивается. Тогда они меняют работу на похожую по деньгам и положению, но только в более престижной компании или переходят туда, где есть перспективы роста. Согласно исследованию рекрутинговой компании Antal Russia, в котором приняли участие более тысячи специалистов и менеджеров среднего и высшего звеньев,
решающим фактором при смене работы для большинства опрошенных (68%) является именно карьерное развитие.
При этом половина опрошенных HH респондентов понимают, что смена работы стала верным шагом, и довольны переменами. Остальные либо недовольны своим новым местом, либо ещё не решили. «Трава нигде не бывает абсолютно зеленой, недовольство — характерная черта людей, — объясняет Куркчи. — Это нормально, когда человек уходит с работы потому, что его что-то не устраивает, а на новой работе его не устраивает что-то другое». Хотя найти место работы, где они могли бы воплотить свои желания в жизнь, получается далеко не у всех россиян, кризис дал им возможность задуматься о том, что их работа не так уж и плоха, отмечает руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru Наталья Голованова.
Впрочем, анализируя результаты исследования HeadHunter, необходимо помнить о специфике ресурса, его проводившего. «HH ориентирован на топ-менеджеров, а также людей, которые собираются ими стать. Именно этот сегмент соискателей испытывал серьезные проблемы в кризис — его затронули значительные сокращения», — напоминает руководитель проекта «Работа@Mail.Ru» Алена Владимирская. Подавляющее большинство топ-менеджеров до кризиса никогда не думали о возможном сокращении и к началу нестабильного экономического периода пришли, обремененные многочисленными кредитами и прочими финансовыми обязательствами. Соответственно, «если раньше при поиске новой работы они могли позволить себе выбирать, привередничать и т. д., то с кризисом у многих возникла ситуация, критерии заметно снизились, и бывшие топы начали соглашаться на работу, которая никогда бы не привлекла их внимания раньше», — добавляет эксперт.
Кроме того, замечают эксперты, кризис научил россиян экономить и несколько умерил их зарплатные ожидания. Опрос, проведённый исследовательским центром портала SuperJob.ru, показал, что
среди 3000 работающих россиян из семи округов РФ 16% довольны своей нынешней заработной платой.
При этом количество таких людей увеличивается. Ещё летом прошлого года довольных было на процент меньше, а 4 года назад только 12% респондентов сознавались, что их устраивает их зарплата. Голованова считает, что россияне научились более философски относиться к жизни. «Лучше такая зарплата, чем никакая»; «…учитывая кризис, и это очень хорошо!»; «Деньги не очень большие, но раньше я получала гораздо меньше», — вот такие ответы приводят «довольные». К тому же люди всё больше интересуются зарплатами и условиями работы своих коллег и знакомых, постоянно их сравнивают и находятся в курсе реальной ситуации на рынке труда, которая зачастую складывается в их пользу.