Госкорпорации смогут сохранить свою организационно-правовую форму до 2015 года при условии передачи рыночных активов коммерческим структурам. Такое разъяснение в четверг дал глава департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков, сообщает «Прайм-ТАСС». Чиновник напомнил, что глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина направила в правительство предложения по реформированию ГК. Например,
предлагается сохранить организационно-правовую форму госкорпораций для «Олимпстроя», Фонда содействия реформированию ЖКХ, Агентства по страхованию вкладов (АСВ), Внешэкономбанка, «Ростехнологий» и «Росатома».
Вместе с тем Минэкономразвития заявляет о необходимости преобразования в акционерные общества госкорпораций «Роснано» и «Росавтодор».Осколков признал, что реформирование ГК могут повлечь «косвенные расходы», однако существенных затрат не ожидается. Но даже если затраты и будут, то власти готовы на это пойти. Главное, чтобы и после реформирования госкорпорации сумели выполнить поставленные перед ними цели.
«Какой смысл задорого менять форму, не меняя содержание»,
— пояснил он.
Главная головная боль властей — ГК «Внешэкономбанк» и АСВ. Пока не очень понятно, во что их преобразовывать. Не исключено, что в российском законодательстве будет создана новая организационно-правовая форма — юридическое лицо публичного права, которое будет совмещать государственные и коммерческие функции. Например, ВЭБ, напомнил Осколков, сочетает в себе функции банка развития, которые можно будет сохранить в виде госкорпорации. Функции антикризисного института Внешэкономбанка также, по мнению министерства, должны быть сохранены за госкорпорацией. При этом функции ВЭБа как агента государства по управлению пенсионными накоплениями и управлению некоторыми рыночными активами (санация проблемных Глобэксбанка и Связь-банка) должны быть переданы коммерческим структурам. Осколков не исключил, что эти функции могут быть переданы создаваемому Российскому финансовому агентству.
Что касается АСВ, то никаких коммерческих функций оно не исполняет, на рынке не работает, не искажает конкуренции, но при этом АСВ осуществляет публичные функции. И если в российском законодательстве появится такая форма, АСВ также может быть в эту форму преобразовано.
Реорганизация «Росавтодора» — дело решенное, но пока этот вопрос не согласован с Минтрансом. «Возражения будут сниматься на правительстве», — предупредил Осколков.
Проще всего будет реформировать госкорпорацию «Роснано» Анатолия Чубайса. Он с воодушевлением поддержал предложение Минэкономразвития и «выразил намерение участвовать в подготовке законопроекта о реорганизации госкорпорации».
В Минэкономразвития полагают, что процесс реорганизации «Роснано» может быть запущен уже в этом году, а в первом квартале 2011 года он может быть завершен. Преобразование «Роснано» и «Росавтодора» не повлечет госрасходов. «Никаких дополнительных издержек мы не будем нести, если их цели будут достигаться не госкорпорациями, а акционерными обществами», — считает чиновник.
«Росатом» также совмещает сейчас функции регулятора в отрасли, функции управляющего в процессе использования атомной энергии с коммерческими функциями генерации электроэнергии и сервиса. По мнению Минэкономразвития, эти функции должны быть разделены, однако законом о госкорпорации «Росатом» установлен переходный период на 2008—2011 годы, в течение которого министерство предлагает госкорпорации «не трогать».
Не все так просто и с «Ростехнологиями». Осколков заявил, что целью деятельности этой ГК является создание прозрачных и хорошо управляемых коммерческих структур. Впоследствии эти структуры должны быть отделены от госкорпорации. Вместе с тем ряд функций, таких как осуществление военно-технического сотрудничества, не могут осуществляться коммерческими организациями. «Поэтому речь впоследствии пойдет о выделении этих функций в некоммерческую организацию или о сохранении госкорпорации», — считает Осколков.
Проблема еще и в том, что в прошлом году глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов неожиданно был исключен из состава кремлевской комиссии по модернизации экономики. Источники в Кремле признают, что глава государства недоволен Чемезовым. Отставка произошла на фоне проблем «АвтоВАЗа», который принадлежит «Ростехнологиям». Однако Чемезов остается близким к премьеру Владимиру Путину чиновником. Не удивительно, что предложение Минэкономразвития относительно «Ростехнологий» можно трактовать по-разному.
Дольше всех проживет «Олимпстрой» — до 2015 года.
Инициатором преобразований ГК выступил президент. Неэффективно работающие компании больше не получат финансовую помощь от государства. Им придется либо вписаться в новые условия, либо обанкротиться, сообщил в ежегодном послании 2009 года Дмитрий Медведев. Требование эффективности президент распространил не только на частный бизнес, но и на госкорпорации. Часть из них будут ликвидированы по истечении срока их полномочий, а способные работать в конкурентной среде «должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».
Лучше поздно, чем никогда, говорят эксперты, комментируя предстоящую реформу ГК. «До кризиса этой проблемой всерьез не занимались, а во время кризиса для государства на первое место вышла задача не допустить социального взрыва, поэтому и решено было не пускать на самотек дела в проблемных компаниях», — говорит эксперт АКГ «Бизнес-решения» Алексей Калинин.
Похоже, процесс забалтывания проблемы госкорпораций, их неэффективной работы закончился, и началась их реальная реорганизация, полагает Игорь Николаев, руководитель департамента стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). «Минэкономразвития справедливо ставит вопрос о новой организационно-правовой форме — юридическое лицо публичного права. Гражданским кодексом подобная форма не предусмотрена, хотя именно так работают Центробанк, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Они все работают, но если вы захотите узнать, в какой именно организационно-правовой форме, то ответа не найдете», — поясняет Николаев.
По его мнению,
ВЭБ лучше преобразовать в акционерное общество. Именно в такой форме работают банки развития в развитых странах.
Создание акционерных обществ вместо ГК выглядит вполне обоснованным, соглашается заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Сначала у властей было представление, что решающая роль должна быть у государства, поэтому создавали госкапитализм, госкорпорации. А бизнесу отводилась второстепенная роль. Но это было хорошо при постоянно растущих нефтяных ценах. А в кризис наконец стали обращать больше внимания на негативные стороны госкорпораций — слабость контроля за ними и невозможность вхождения в них в качестве собственников частных компаний», — говорит Макаркин.
Больше всего хлопот будет с реформирванием «Ростехнологий» Сергея Чемезова.
«Эта корпорация более объемная, менее контактная, чем, например, «Роснано». Создана была за несколько месяцев перед кризисом, собрали туда множество разных предприятий, часть из них убыточные», — напоминает эксперт. А для создания холдингов внутри корпорации отраслевого типа, что предлагает МЭР, нужно время и время.