Авторы законопроекта ― единороссы Виктор Звагельский, Ирина Яровая и Роберт Шлегель. Они предлагают запретить во время проведения массовых мероприятий продажу слабоалкогольных напитков и, в первую очередь, пива.
Соответствующие поправки предлагается внести в законы «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Запрет на распитие пива в общественных местах, в том числе в детских, образовательных, культурных и медицинских организациях, на общественном транспорте, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях уже действует. С февраля 2005 года. Но, по мнению депутатов, эти нормы оказались неработающими. На них давно никто не обращает внимание, а потому их надо конкретизировать и ужесточить.
«В ряде городов страны были отмечены случаи серьезных беспорядков при проведении массовых мероприятий, особенно при трансляции на площадях спортивных передач, в ходе которых осуществлялась продажа и распитие пива и иных алкогольных напитков»,
― говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Впервые с этой инициативой депутаты выступили еще в сентябре прошлого года. В четверг комитет Госдумы по экономической политике рассмотрел эти поправки и предложил их доработать.
«Отрицательный отзыв на законопроект прислало правительство. Придраться не к чему было, так вот решили указать, что в нашем законопроекте якобы недостаточно раскрыто понятие «массовые мероприятия»
― сказал «Газете.Ru» один из авторов законопроекта Виктор Звагельский. По его словам, отрицательный отзыв на законопроект продавило «пивное лобби». «Удивительно, что даже Росалкоголь ― профильное ведомство ― поддержал законопроект, а отзыв пришел, тем не менее, отрицательный», ― замечает депутат.
Формулировка «массовое мероприятие» в законопроекте прописана вполне корректно, поясняет Звагельский. Но раз уж правительство настаивает на ее уточнении, то этот термин можно взять из аналогичного закона, который введен в Голландии. Впрочем, депутат не смог назвать количество людей, наличие которых переводит мероприятие в разряд массовых.
Зато Звагельский признался, что «сам провел всю молодость на рок-фестивалях и тому подобных мероприятиях», ему доводилось распивать спиртные напитки, но ничего хорошего он в этом не увидел. «К сожалению, если запрет будет введен, то под него попадут, например, организуемые властями массовые гуляния на масленицу. Хороший семейный праздник, добрая традиция, кушай блины, но зачем же пить водку на глазах у детей?» ― возмущается депутат.
Послушать фуги Баха в филармонии и пропустить рюмку коньяка в буфете тоже будет нельзя. Как ни посмотри, но это тоже массовое мероприятие, уточняет Звагельский.
«Но вот после концерта или футбольного мачта никто не запрещает пойти в бар и выпить. Или даже упиться. Россия ― не Франция, у нас нет культуры пития, поэтому воспитать можно только запретительными мерами », ― говорит депутат и грозится в кратчайшие сроки доработать законопроект с учетом замечаний правительства и принятой недавно антиалкогольной концепцией. Кстати, эта концепция, принятая в конце 2009 года по инициативе премьера Владимира Путина, запрещает проведение пивных фестивалей.
Пока не знает, какие мероприятия называть массовыми, и другой автор этого законопроекта ― Роберт Шлегель. Но дело не в арифметике, считает он. «Мы хотим усилить безопасность массовых мероприятий, защитить людей от розлива пива на вашу одежду, от пьяных драк», ― заявляет Шлегель.
Этот запрет не будет иметь эффекта, полагает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. «А вот злоупотребления со стороны милиции можно гарантировать», ― убежден Аншаков.
А по мнению Сергея Пятенко, гендиректора экономико-правовой школы ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов), при определении термина «массовое мероприятие» придется руководствоваться не правовыми нормами, а, скорее, нормами нравственности, узаконенными в обществе. «Это как с дракой. Если ты кому-то дал в ухо на улице ― это уголовная статья, возможно, решетка, а если потасовка произошла на футбольном поле ― всего лишь «желтая карточка», так уж принято», ― уверен Пятенко.