Россия и Белоруссия наконец заключили соглашение по поставкам нефти и транзиту. Как сообщил в среду вечером вице-премьер РФ Игорь Сечин, был подписан целый пакет документов, в том числе: изменения к соглашению по поставкам сырой нефти в Белоруссию, методика тарифообразования на продажу нефти, баланс нефтяного сырья на 2010 год, совместное заявление вице-премьеров двух стан о гарантиях бесперебойного транзита.
Ключевыми вопросами переговоров стали объемы беспошлинных поставок российской нефти в Белоруссию и ставка транзита в Европу. С 2007-го по 2009 год Белоруссия получала нашу нефть с льготной экспортной пошлиной ― 35% от полной (сейчас полная составляет $267). Однако с началом 2010 года действие льготы прекратилось, и нужно было заключать новый контракт. Белоруссия в этом году должна была закупить 21,5 млн тонн российской нефти, и Россия предложила поставлять 6,3 млн тонн (необходимых для внутреннего потребления Белоруссии) вообще без пошлины, зато остальная часть должна была идти по 100-процентной ставке.
Белоруссии такой вариант не понравился, так как большую часть дешевой российской нефти она реэкспортирует, зарабатывая на этом, и старые условия, если исходить из нынешней пошлины, были для Белоруссии выгоднее примерно на $2 млрд. Сначала белорусские власти хотели, чтобы сохранилась старая модель поставок, затем попытались доказать, что для внутреннего потребления Белоруссии необходимы объемы большие, чем 6,3 млн тонн (по меньшей мере 8 млн тонн, но цифра доходила и до 15 млн тонн).
Переговоры затянулись. Как сообщали источники, близкие к переговорному процессу, они протекали крайне тяжело, и российская сторона начала опасаться несанкционированного отбора нефти из транзитных объемов (Белоруссия является крупнейшим транзитером нашей нефти в Европу ― около 60 млн тонн в год).
В итоге договоренность была достигнута на условиях России. Первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что Россия будет поставлять без пошлины 6,3 млн тонн нефти.
Правда, российская сторона согласилась на повышение транзитного тарифа. Он увеличится на 11%, до $4,3 за 1 тонну. Но ранее Белоруссия заявляла, что, если Россия не согласится на более крупные объемы беспошлинных поставок, тариф на транзит будет увеличен в несколько раз.
Такая покладистость Белоруссии на переговорах, по словам экспертов, объясняется начинающимся нефтяным голодом. «Нефть на белорусских НПЗ подходит к концу, во вторник сообшалось, что ее осталось максимум на неделю,
― напоминает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. ― А заводы без межправительственного соглашения контракты на поставку сырья не заключают». То есть получилось, что, если бы Белоруссия не пошла на условия России и не подписала соглашение, НПЗ бы с большой долей вероятности встали. «А это очень серьезный удар по бюджетной системе Белоруссии, нефтепереработка и нефтехимия являются одним из ключевых столпов белорусской экономики, ― поясняет Абзалов. ― Не исключено, что в случае остановки НПЗ, убытки Белоруссии были бы больше, чем от согласия на условия России».
А вот Александр Еремин из ИК «Финам» указывает, что
победа Москвы в переговорах является победой только для российского бюджета. «Пошлины от экспорта пойдут в бюджет, однако нефтяные компании, скорее, пострадают ― ведь им придется больше платить за транзит через Белоруссию»,
― объясняет аналитик.
Помимо сложностей с НПЗ смягчение позиции Белоруссии на переговорах может объясняться тем, что белорусские власти рассчитывают на изменение ситуации уже к этой осени. По словам Владимира Семашко, к началу октября будут оценены темпы роста белорусской экономики, а они, по прогнозам, могут составить 10―11% ВВП. «И белорусская сторона имеет право пропорционально увеличить квоту беспошлинных поставок нефти», ― отметил Семашко. Кроме того, по его словам, может быть увеличена и плата за транзит, причем существенно.
Белоруссия рассчитывает в некотором роде запутать Россию, полагают эксперты. «Белорусская экономика не прозрачна, непрозрачно работают и трейдеры, поэтому не всегда понятно, куда идут нефть и нефтепродукты ― на внутренний рынок или на экспорт, ― объясняет политолог. ― Доказать, сколько именно нефти потребляет Белоруссия, России будет сложно, и белорусские власти надеются этим воспользоваться».
Кроме того, 1 июля должен быть введен единый таможенный тариф в рамках Таможенного союза, и Белоруссия рассчитывает на то, что в единое таможенное соглашение будут внесены и энергоносители ― тогда она сможет влиять на тарифы. Однако Россия считает по-другому и настаивает, что энергоносители должны поставляться по отдельным соглашениям.