Украине все сложнее находить деньги для оплаты российского газа. А он между тем дорожает – как передает агентство Reuters, ссылаясь на источник в украинском правительстве, цена 1 тыс. кубометров газа для Украины составит в первом квартале $305,6 (в четвертом квартале 2009 года было $208).
«Газпром» поквартальные цены не раскрывает, однако в среднем за этот год цена, по ожиданиям монополии, составит около $280 за 1 тыс. кубов и будет колебаться в зависимости от нефтяных котировок, к которым газовые цены привязаны с лагом в 6–9 месяцев. «Цифра, озвученная собеседником Reuters, выглядит реалистично, — считает аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. – Отрыв от средней суммы, названной «Газпромом», невелик».
Остается нерешенным лишь вопрос, где Украина возьмет средства на оплату российского газа.
По заключенному соглашению, в 2010 году Украина должна закупить 33 млрд кубометров, то есть, если исходить из среднегодовой цены, для оплаты газа потребуется $9,24 млрд.
На протяжении последнего полугода как «Газпром», так и украинский президент Виктор Ющенко высказывали серьезные сомнения в платежеспособности НАК «Нафтогаз Украины», однако компания из месяца в месяц исправно платила. Оплата декабрьских поставок (около $900 млн) также была произведена вовремя и в полном объеме. Но Украине, а конкретно — премьер-министру Юлии Тимошенко пришлось использовать для этого средства валютного резерва. Виктор Ющенко уже успел объявить это трагедией. «Мы сможем прожить на валютных запасах полгода, и тогда можно объявлять страну банкротом», — заявил Ющенко.
Представитель президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский вообще заявил в понедельник, что «Нафтогазу» угрожает дефолт. «На протяжении 2010 года нам придется платить за газ порядка $10 млрд, — напомнил чиновник. — Такой суммы еще у нас за все время независимости Украины не было.
Если украинский рынок сможет обеспечить поступление 4 млрд, в идеальном случае $5 млрд от своей профильной деятельности, то вопрос возникает: а где взять еще $5 млрд?»
При этом, по словам Соколовского, «Нафтогаз» получает от России слишком мало денег за транзит газа через украинскую территорию. В этом году Украина рассчитывает получить за транспортировку газа $3,2 млрд. «Но из них почти $2 млрд пойдет на оплату технологического газа, который необходим для обеспечения транзита, — уточнил Соколовский. — Поэтому чистая прибыль составит около $1 млрд». А если учесть все отчисления, которые должна сделать компания, а также средства, необходимые на обслуживание газотранспортной системы, остается лишь $0,5 млрд. «Это меньше, чем даже месячная оплата за газ», — отметил чиновник.
Пока украинская экономика не выйдет из кризиса (а на это потребуется по меньшей мере год), страна, скорее всего, будет искать заемные средства. Правда, Международный валютный фонд осенью прошлого года принял решение пока не выдавать Украине очередной кредит, но окончательно этот вопрос не закрыт. «Очевидно, Украина и МВФ вернутся к его обсуждению в наступившем году», — полагает Еремин. Но на оплату газа МВФ денег может и не дать. «Фонд выделяет средства на поддержание курса национальной валюты и общую макроэкономическую стабилизацию, да и то на очень жестких условиях. На расчеты по импортным закупкам МВФ денег не дает», — напоминает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Если на приближающихся президентских выборах победит Юлия Тимошенко, она для пополнения бюджета может пойти на новый передел собственности, начать реприватизацию, полагает эксперт. «Однако это очень рискованный шаг, который вызовет недовольство многих групп влияния», — предупреждает Макаркин.
Еще один способ найти финансирование – продажа активов.
Но на данный момент единственным привлекательным активом Украины является ее газотранспортная система, контроль над которой уже давно хочет получить «Газпром».
Кстати, Виктор Ющенко недавно оповестил общественность о том, что украинская ГТС уже потеряла свою независимость на 70%. Первый вице-премьер Украины Александр Турчинов назвал это заявление «бредом» и «лживой болезнью». Так что этот вариант тоже крайне рискован, если разговор о продаже ГТС зайдет всерьез, то поднимется волна недовольства, возглавлять которую будет тот, кто проиграет на украинских выборах.
Пока же Украина принимает лишь меры, которые отчасти должны облегчить ее положение. В частности, советник украинского премьер-министра Александр Гудыма заявлял о необходимости повышения цен на газ как для промышленности, так и для населения, а также о том, что рассматривается вопрос очередного сокращения закупаемых объемов (до 27 млрд кубометров), что позволит сэкономить $1,68 млрд.