«Российские железные дороги» (РЖД) могут применить штрафные санкции к немецкой Siemens, поставляющей высокоскоростные поезда «Сапсан», за их неисправность. Об этом стало известно в среду на брифинге железнодорожной монополии. С критикой в адрес немецкого компании обратился президент РЖД Владимир Якунин. «Некоторые шероховатости, неожиданные для немцев, оказались неожиданными для нас. Ну, например, двери отрегулировали в теплом депо, а когда «Сапсан» вышел на низкую температуру, немного забарахлили двери», — заявил Якунин.
Кроме того, по словам главы РЖД, в понедельник 21 декабря «Сапсан» (поезд назвали в честь самой быстрой птицы в мире), способный двигаться со скоростью 250 км/час, пришел в Санкт-Петербург с опозданием в 42 минуты: «Во втором вагоне вылетели конденсаторы».
«У нас в контракте записано, что любой такой сбой автоматически влечет за собой штрафные санкции производителю, и эти штрафные санкции будут незамедлительно востребованы без всяких судов», — заявил президент РЖД,
не назвав, однако, конкретных сумм.
В то же время Якунин призвал к пониманию того, что «Сапсан» — «новый продукт, которого в России не было» и «притирка будет происходить». Не исключены «шероховатости» как в технике, так и в работе поездной бригады, заметил он. «На первом коммерческом рейсе (17 декабря) я ехал в «Сапсане» и видел, как волновались проектировщики и изготовители (поезда), потому что впервые в жизни этот «брат» тех Vellaro RUS, которые имеют хождение в Европе и Китае, двигался со скоростью 250 км/ч при температуре минус 32 градуса».
Впервые будущий флагман российских железных дорог, собранный Siemens, показали еще в конце прошлого года премьеру Владимиру Путину и вице-премьеру Сергею Иванову. Несмотря на то что «Сапсан» — это модификация современного европейского поезда Vellaro, который курсирует между городами Германии, Якунин считает поезд уникальным. «При его создании уже запатентовано более 10 технических решений», — говорил полгода назад глава РЖД. Эксперты, правда, напоминают: в Европе и Японии 250 км/час совсем не предел. Там поезда ходят со скоростью и 350 км/час. «Ну а то, что сами не можем, так это вопрос к нашему машиностроению, почему оно не хочет делать высокотехнологичный продукт», — переводили стрелки в РЖД.
Разработанный ранее в России высокоскоростной поезд, кстати, тоже с птичьим названием «Сокол», до пассажиров так и не дошел. Для доведения прежних отечественных разработок до промышленного использования необходима была финансовая поддержка, которую государство в кризисные 1990-е годы оказать было не в состоянии. Поэтому отечественные разработки за время вынужденной паузы устарели. В РЖД к прошлому вообще стараются не возвращаться. «Теперь у нас другая птичка, она и красивее, и летает быстрее», — говорили в компании перед первым запуском поезда.
Поломки «Сапсана» не стали неожиданностью для экспертов, просто, когда его только купили, «наблюдалась эйфория». И это не означает, что из-за возникших поломок от поездов надо отказываться.
«Немцы быстро все исправят, — уверен замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов. — Вряд ли это вынос сора из избы. И подвергать контракт с Siemens какому-то сомнению Якунин вряд ли захочет. Просто в контракте четко прописано: если будут отказы, причем даже при температуре --40, — это проблема производителя».
Не исключено, что, указывая Siemens на поломки, Якунин оставляет шанс другим производителям, таким как Bombardier и Alstom. Да и договариваться в будущем о цене за новые поезда с самим Siemens, имея такой компромат на руках, РЖД будет легче.