Цены квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу упали в понедельник на европейском рынке на 8%, после того как участникам конференции в Копенгагене не удалось согласовать новое обязывающее международное климатическое соглашение, пишет Financial Times.
В выходные участники климатического саммита в Копенгагене «приняли к сведению» договоренность о необходимости ограничения роста среднемировой температуры на 2 градуса, но соглашение о снижении выбросов не получило единодушной поддержки стран.
Эксперты сходятся во мнении: результаты Копенгагенских переговоров, а точнее их отсутствие, внесли неопределенность в торговлю квотами, которая велась в соответствии с действующим до 2012 года Киотским протоколом. Если бы в Копенгагене родилось обязывающее соглашение о снижении выбросов, это создало бы равные правила игры для всех компаний, стабилизировало бы ситуацию на рынке торговли квотами, объясняет аналитик Deutsche Bank Марк Льюис
Падение цен на квоты, безусловно, связано с несбывшимися ожиданиями перед копенгагенским саммитом, говорит директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. Проблема в том, что они были изначально завышенными, добавляет он: «Было ощущение, что Копенгаген прояснит обязательства стран до 2020 года. Но, когда представители 200 стран собираются в одной комнате и за две недели пытаются решить сложнейшие проблемы, это обречено на провал, — говорит эксперт. — А
рынок квот очень пугливый, он чутко реагирует на всякие политические обстоятельства. Потому что во многом сам порождение политических решений».
Теперь судьба рынка квот, который сейчас оценивается в $130 млрд (рост за прошлый год — 80%), как рыночного института вообще находится под большим вопросом, полагают эксперты. Большинство готовящихся новых проектов по сокращению выбросов до 2012 года, когда прекращается действие первого Киотского протокола, осуществить не удастся. И теперь, после Копенгагена, непонятно, состоятся ли они. Ведь в их финансирование вложены доходы от продажи квот. «Бизнесу важно иметь определенные правила игры на длительное время, — говорит Юлкин. — Копенгаген их не придумал». Радужные прогнозы по увеличению оборота рынка квот до $3 трлн к 2020 году могут и не сбыться.
Те компании, которые были вынуждены покупать квоты на выбросы по высоким ценам, чтобы соответствовать требованиям Киотского протокола, а это в основном европейские энергетические компании, сегодня делать этого не будут.
Более того, они будут «сбрасывать» уже купленные квоты, чтобы уменьшить убытки, считают эксперты. Не исключено, что падение цен на квоты продолжится. Ситуация может исправиться, если будут приняты дополнительные шаги, в том числе и политические, чтобы стабилизировать цены.
Впрочем, есть и более оптимистичные прогнозы. «Копенгаген продемонстрировал провал процесса управления климатом под эгидой ООН, однако падение цен на квоты отражает прежде всего настроения на рынке, фундаментальные факторы приведут все в норму», — надеется аналитик Societe Generale Эммануэль Фаж. По его словам, базовые параметры спроса и предложения пока не изменились, и рынок по-прежнему исходит из прогноза сокращения выбросов на 20% после 2012 года.
В любом случае Россия от проблем мирового рынка квот далека. «Мы квотами вообще не торгуем, хотя могли бы начать уже в прошлом году, — говорит Юлкин. — Если бы у нас все законодательные механизмы работали, уже в этом году могли бы получить около $1 млрд за продажу квот». Россия имеет огромный резерв неиспользованных квот в рамках Киотского протокола и хотела бы сохранить этот резерв после 2012 года. «Но из более чем 100 предложенных российскими предприятиями «киотских» проектов до сих пор не утверждено ни одного», — отмечает эксперт.