Банк ВТБ расстался с непрофильными активами, продав контрольные пакеты 11 алкозаводов. ВТБ ранее получил эти акции от «Росспиртпрома» в счет погашения долга в размере 5 млрд рублей. Нового владельца получили московский завод «Кристалл», Астраханский ликеро-водочный завод, «Бахус», «Брянскспиртпром», Великоустюгский ликеро-водочный завод, Иткульский cпиртзавод, «Люкс», «Мордовспирт», «Пензаспиртпром», Череповецкий и Ярославский ликеро-водочные заводы.
Банк не называет покупателя и стоимость сделки. Еще весной глава банка Андрей Костин говорил о намерении «без убытка» продать алкогольные активы. Ранее сообщалось, что ВТБ достиг принципиальной договоренности о продаже заводов структурам совладельца «Металлоинвеста» и Coalco Василия Анисимова за те же 5 млрд рублей. Об интересе Анисимова к алкогольному рынку стало известно в сентябре, когда созданная при его участии Восточно-европейская дистрибуторская компания (ВЕДК) стала эксклюзивным дистрибутором продукции «Росспиртпрома».
Таким образом, по сути, сделка возвращает заводы под управление государственной компании, но на частной основе.
«Фактически управлять будет «Росспиртпром» — ведь вся система создается по его инициативе. Они и нашли частного инвестора в лице Анисимова. Вместе начали создавать ВЕДК»,
— рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По словам эксперта, в ВЕДК перешла и часть команды «Росспиртпрома». Ясно, что самому «Росспиртпрому» бы эти заводы не вернули — у него нет денег. Такая же схема позволит создать «мощный частно-государственный кулак», говорит Дробиз.
Никому другому продать эти заводы не удалось. Из 11 заводов за два года часть была обанкрочена — например, Мордовский, «Брянскспиртпром», а на Ярославский завод так и не нашли покупателя. Поэтому цену в 5 млрд руб. сейчас аналитики считают адекватной, тогда как на момент передачи активов ВТБ, по их мнению, их стоимость была занижена более чем в два раза.
По данным Росстата за январь--ноябрь 2009 года, суммарный объем производства 11 проданных предприятий составил порядка 12 млн дал (общий объем производства водки и ликероводочных изделий в стране — 97 млн дал).
Планы компании этими заводами не ограничиваются. Как говорил ранее заместитель гендиректора «Росспиртпрома» Вадим Касьянов, холдингу было бы интересно получить в управление известные бренды, в частности, марки ФКП «Союзплодоимпорт» — водки «Столичная» и «Московская», шампанское «Советское», коньяки «Московский» и «Юбилейный» и др. Конечная цель — «загрузить» портфель «Росспиртпрома» всем ассортиментом алкогольной продукции и занять в перспективе двух-трех лет 15–20% рынка.
Впрочем, игроки рынка считают, что сделать это будет не так просто. «Прежде всего, должны быть сильные бренды, хорошая дистрибуция и хорошее финансовое плечо. С точки зрения производственных возможностей все замечательно. С точки зрения финансового плеча – тоже все нормально. Теперь осталось дело за брендами, которые станут любимыми у россиян. Но на данном этапе конкуренцию составить они не могут», — уверен представитель одного из лидеров алкогольной отрасли.
У компании все же есть бренды, которые исторически имеют достаточно высокие показатели узнаваемости среди населения как в России, так за ее пределами, не соглашается генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
«Активы получил профессиональный участник алкогольного рынка, у которого есть развитая сеть продаж.
Кроме того, большая часть его ассортиментной линейки сконцентрирована в среднем и низком ценовых сегментах, что в сложившейся экономической ситуации дает хорошие возможности для развития», — уверен эксперт.