«Борису Алешину было предложено занять пост советника генерального директора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. И он это предложение принял», — сообщил заместитель генерального директора госкорпорации Игорь Завьялов в среду в интервью телеканалу «Вести». Источник «Интерфакса» в госкорпорации уточнил, что на данный момент идет оформление Алешина в новой должности, и он станет курировать вопросы авиации.
Ранее, помимо должности в структурах госкорпорации, эксперты предрекали бывшему президенту «АвтоВАЗа» и пост генерального директора ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт» (ЦАГИ). Но эту информацию в «Ростехнологиях» не подтверждают. Так что пока непонятно, будет ли Алешин совмещать обе должности или займется только авиационными проектом «Ростехнологий» — «Росавиа». Мобильный Алешина в среду отключен.
Мнения экспертов по поводу назначения Бориса Алешина разделились. «Это чисто символический пост. Как бы это банально ни звучало, но Алешин был всегда человеком Чемезова, — говорит Константин Макиенко из Центр анализа стратегий и технологий (ЦСТ). – Вот, собственно, Чемезов и не оставил его своими заботами. Может, доверят какой-нибудь экономический субъект, пересидит в ожидании глобальных пертурбаций». Гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак напоминает, что
именно Алешин еще до того, как он возглавил «АвтоВАЗ», и был руководителем Федерального агентства по промышленности, инициировал создание Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
«Он придумал этот проект и довел его до реализации. Если бы он был свадебным генералом, то ничего бы не возникло. Но возглавить ОАК ему было не по чину. Реализовывать его идею было доверено Михаилу Погосяну (глава холдинга «Сухой». — «Газета.Ru») и Алексею Федорову (президент ОАК. — «Газета.Ru»)», — говорит эксперт.
Однако пока успешность проекта ОАК неочевидна. В 2008 году было выпущено лишь около 30 гражданских самолетов и из них лишь 10–12 «больших». То есть производство находится примерно на таком же уровне, как и до создания ОАК. Хотя планы строились поначалу фантастические: войти в тройку крупнейших мировых авиастроительных компаний, встав рядом с Airbus и Boeing.
На прошедшем в середине августа авиасалоне МАКС-2009 авиакомпания «Ростехнологий» и мэрии Москвы – «Росавиа» – определила, как будет пополнять свой авиапарк. Глава «Ростехнологий» Сергея Чемезов сообщил о планах по закупке 65 узкофюзеляжных самолетов на сумму примерно $2,6 млрд.
В планы Сергея Чемезова входит сделать из «Росавиа» одну из крупнейших авиакомпаний в России с пассажирооборотом в 20 млн человек уже к 2017 году. Правда, нынешние активы «Росавиа» весьма проблемные.
У нее сейчас около 200 самолетов. Но три четверти лайнеров авиакомпаний, вошедших в «Росавиа» после банкротства AirUnion, морально и физически устарели. Более того, несколько авиакомпаний AirUnion находятся в состоянии банкротства. Имущество «КрасЭйр» и «Самары» — планеры, двигатели и даже недвижимое имущество — в октябре будет продано с молотка.
«Очевидно, для того, чтобы организовать большую авиакомпанию, нужны большие люди, которые умеют это делать, — говорит Рыбак из «Инфомоста». – Судьба проекта зависит исключительно от того, каких людей под знамена «Росавиа» удастся рекрутировать. Алешин действительно серьезный организатор масштабных проектов».
Источник «Газеты.Ru», близкий к «Росавиа», считает, что Алешин мог бы быть полезен, только если бы его назначили гендиректором авиакомпании.
Сейчас гендиректором проекта назначен бывший замминистра транспорта Борис Король, а его замом стал Роман Пахомов, занимавший до этого пост исполнительного директора принадлежащего правительству Москвы «Атлант-Союза», а еще ранее возглавлявший «ВИМ-Авиа». «Сейчас в авиакомпании по сути ничего не делается, делятся сферы влияния, портфели и кабинеты. Война идет между тем же Завьяловым и Королем. По плану, уже на МАКСе не заявление должно было быть сделано по поводу покупки 65 самолетов, а подписан предварительный контракт. Но из-за внутренних разборок эта работа приостановилась», — рассказывает источник Газеты.Ru. По его мнению, «Алешин мог бы стать миротворцем и навести порядок, у него есть свой административный ресурс, и он готов брать ответственность на себя».
Впрочем, многие эксперты вообще считают «Росавиа» «мертворожденным проектом «Ростехнологий». «Предельно скептически отношусь к нему, перспективы очень туманные, — говорит Константин Макиенко. –
Пока что «Ростехнологии» не смогли продемонстрировать убедительно, как они умеют создавать новые бизнесы. Зато способность брать под контроль существующие бизнеса у них развита во всем блеске».