Планы главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова сделать из «Росавиа» одну из крупнейших авиакомпаний в России с пассажирооборотом в 20 млн человек уже к 2017 году начали обретать реальные черты. Сегодня на авиасалоне МАКС-2009 в подмосковном Жуковском Чемезов сообщил, что «госкорпорация обратилась к ведущим авиастроителям за коммерческими предложениями на закупку 65 узкофюзеляжных самолетов». «Ростехнологии» могут выбрать как одного производителя, так и нескольких одновременно. Предполагается, что на 50 самолетов будет заключен твердый контракт, еще 15 — будут заложены в опцион.
Интересно, что самолеты в интересах «Росавиа» заказывают именно «Ростехнологии», а не сами перевозчики, вошедшие в 2008 году в новое объединение.
Денег у них нет. Не исключенно, что средства на самолеты будут потрачены государственные. Раньше Чемезов надеялся, что дешевые кредиты удастся найти в Америке. Сейчас в условиях кризиса речи об этом уже не идет. Схема помощи отчасти может быть похожа на поддержку «АвтоВАЗа», которому «Ростехнологии» перечислили 25 млрд рублей,
напоминают эксперты.
У «Росавиа» сейчас около 200 самолетов. Но три четверти лайнеров авиакомпаний, вошедших в «Росавиа» после банкротства AiRUnion, морально и физически устарели. Чтобы развить достаточно разветвленную сеть маршрутов и конкурировать на традиционных маршрутах с тем же «Аэрофлотом», действительно необходимо довольно много современных экономичных самолетов, способных соединить крупные и средние города между собой (у «Росавиа» будет 3 базовых аэропорта — в Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке). Выбор у Чемезова небольшой: «классика» узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов – Boeing 737 и Airbus A320.
В Airbus к предложению «Росавиа» отнеслись со всей серьезностью. «Мы готовы учесть все пожелания «Росавиа», — сообщила Газете.Ru представитель Airbus в России и СНГ Мария Шляхтова. – Сроки поставок для нас реалистичны». Если до кризиса Airbus и Boeing были загружены заказами на несколько лет вперед, то сейчас все изменилось — многие авиакомпании из-за финансовых трудностей переносят сроки поставок вперед.
Проблема только в том, что «Росавиа» хочет получить самолеты очень дешево – $35–40 млн за лайнер. «На самом деле это цена вторичного рынка,
цена нового A320 по каталогу около $70 млн. Думаю, в итоге «Росавиа» придет к тому, что закажет на «вторичке» те же Boeing или Airbus в лизинг сроком на 5-7 лет», — считает Олег Пантелеев из «Авиапорта». Но источник «Газеты.Ru», близкий к «Росавиа», отрицает возможность использования подержанных «иномарок»: «На большой контракт новых зарубежных самолетов можно получить хорошую скиду». Не исключен вариант и с отменой специально для «Росавиа» таможенных и налоговых платежей, которые увеличивают стоимость новых зарубежных самолетов на 40%, полагают эксперты.
Кто победит — Airbus или Boeing, — пока большой вопрос. «Вспомните, как «Аэрофлот» покупал свои «иномарки». При прочих равных это было политическое решение. Отношения с Францией у нас тогда оказались лучше, чем с США», — говорит источник Газеты.Ru в «Аэрофлоте».
Теоретически получить заказ от «Росавиа» может и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). «Нашим, – отметил Чемезов, – предложение будет передано чуть позже».
Речь идет о самолете Ту-204, точнее о его новой, усовершенствованной модификации Ту-204СМ. И, возможно, о перспективном узкофюзеляжном самолете МС-21, который появится на рынке не раньше 2016 года.
Несмотря на вчерашний нагоняй от Путина за наличие огромных долгов и «расхлябанность» в работе, ОАК верит в свою конкурентоспособность. «У нас давно идут переговоры с «Росавиа», — сообщил пресс-секретарь ОАК Константин Лантратов. – Мы можем начать поставки узкофюзеляжных Ту-204СМ уже в 2011 году». В каком количестве, а главное, за какую цену ОАК сможет предложить ТУ-204СМ, в компании не уточнили.
«Поставка в такие сроки создает проблему для ОАК. Мягко говоря, госкомпания не сможет начать оперативные поставки Ту-204СМ»,
— сомневается Олег Пантелеев.
Куда больше в ОАК уверены в твердом контракте со стороны «Росавиа» на региональные самолеты — Superjet. «Мы ведем переговоры и по SSJ-100», — говорит Лантратов. Только вот сама «Росавиа» делать конкретные заявления по покупке самолетов этого класса пока не торопится. Потребность в широкофюзеляжных региональных самолетах (к которым относится SSJ-100), будет определена позднее, и к концу года «Ростехнологии» направят свои запросы производителям этих типов судов, говорит Чемезов.
«Хорошо, конечно, что «Росавиа» озаботилось обновлением авиапарка, — говорит Олег Пантелеев. – Но компании еще предстоит решить множество имущественных вопросов, передать акции. Там же объединяются государственные перевозчики и частные компании. И вообще авиакомпания еще не имеет свидетельства эксплуатанта, есть только ОАО, в которое сливаются активы». Тем не менее финансирование «Ростехнологиями» закупок новых самолетов для «Росавиа», а вероятность такая очень велика, выглядит более логичным, чем прямое выделение средств «АвтоВАЗу», считают эксперты: даже если авиакомпании-банкроты в составе «Росавиа» не удастся реанимировать, не удастся отдать их долги и заставить летать эффективно, то новые «иномарки» всегда можно будет сдать в субаренду или, на худой конец, просто продать.