Встреча президента России Дмитрия Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Мюнхене не помогла альянсу Сбербанка и канадской Magna завершить долгожданную сделку по приобретению контрольного пакета акций Opel. «Мы подробно обсуждали проект по Opel», — сообщил глава российского государства на пресс-конференции по итогам переговоров с Меркель. «Не все вопросы еще решены, но мы смотрим на него с интересом и оптимизмом, будем стараться продвигаться в его реализации», — констатировал Медведев.
Меркель также лишь подтвердила намерение сотрудничать с Россией по этому проекту, отметив, что есть ряд вопросов, «которые нужно разрешить». «Концепция Magna показывает прекрасные подходы: с одной стороны, открыть для Opel шансы, возможности, а с другой стороны — вместе с Россией построить стратегическое партнерство, — уверена она. — Поэтому мы делаем все, чтобы открытые вопросы здесь были решены в ближайшие дни. Мы рассчитываем, что инвестор Magna внесет свой вклад в это».
Немецкое правительство действительно заинтересовано завершить сделку как можно скорее — до парламентских выборов, которые пройдут осенью, утверждают эксперты.
«При этом для правительства Германии важно не ругаться с профсоюзами и завершить сделку в хорошем имиджевом варианте. А симпатии немецких профсоюзов скорее на стороне российско-канадского альянса, который обещает помочь сохранить рабочие места», — говорит замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Напомним, Magna и Сбербанк хотят 4,5 млрд евро гарантий правительства Германии и готовы инвестировать 700 млн евро, рассчитывая получить 55% акций (20% получит Magna, 35% — Сбербанк).
Однако GM, основного акционера Opel, больше устраивают условия конкурентов российско-канадского альянса – китайцев. Китайская BAIC обещает сохранить за GM больший пакет акций, чем консорциум Magna и Сбербанка и оценивает 51% акций Opel в 660 млн евро.
Кроме китайцев у российского-канадского альянса есть еще и другой конкурент. Бельгийская RHJ предлагает за 50% акций Opel 300 млн евро и тоже рассчитывает на гарантии правительства Германии в 3,8 млрд евро и обещает сохранить предприятия Opel в Германии.
Однозначно предсказать исход борьбы невозможно — в Германии такие вопросы не находятся целиком в компентенции правительства,
отмечает Макаркин. Впрочем, для российской стороны не все еще потеряно. «Необходим период для того, чтобы более четко проработать условия этой сделки. Не исключаю, что в конечном итоге соглашение будет достигнуто», — оптимистичен главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.