Перечень стратегических предприятий сокращен на девять пунктов указом президента Дмитрия Медведева. Согласно указу, из списка исключены Воткинский завод (Удмуртия), головное особое конструкторское бюро «Прожектор» (Москва), Московский институт теплотехники, научно-производственный комплекс «Альтернативная энергетика» (Электроугли, МО), производственное объединение «Баррикады» и центральное конструкторское бюро «Титан» (Волгоград), федеральный научно-производственный центр «Алтай» (Бийск, Алтайский край), ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» и Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения (Хотьково, МО).
Каждое из перечисленных предприятий имеет первостепенное значение для оборонного комплекса.
Эти предприятия принимают участие в производстве межконтинентальных ракет стратегического назначения «Тополь-М», являющихся основой ядерного щита России, а также в подготовке баллистической ракеты «Булава» для подводных лодок, которая может встать на вооружение уже в текущем году.
Наиболее известным в списке является Московский институт теплотехники (МИТ), разработавший в 2007 году новую межконтинентальную баллистическую ракету РС-24 с разделяющейся головной частью. МИТ является разработчиком и производителем стратегических ракетных комплексов «Тополь» и «Тополь-М», а также разрабатывает «Булаву». На Воткинском заводе производятся «Тополь-М» и «Булава». Объединение «Баррикады» производит ракетные комплексы «Тополь-М2» и «Искандер», а также артиллерийские установки ПЗРК, комплектующие для танков Т-90 и энергетическое оборудование, используемое в ядерной энергетике.
«Исключение этих предприятий из списка стратегических связано с тем, что они могут быть включены в план приватизации федерального имущества для их преобразования в открытые акционерные общества со стопроцентным участием государства»,
— считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. К такому предположению склоняются и другие опрошенные «Газетой.Ru» эксперты, но их оценки целесообразности такого шага кардинально расходятся. Изменение формы собственности отрицательно скажется на производственном процессе, уверен зампред комитета ГД по конституционному законодательству Виктор Илюхин, в двух созывах возглавлявший комитет по безопасности. «В итоге мы опять сорвем программу перевооружения, как уже было в прошлом, — предрекает Илюхин. — Стратегические ракеты стоят третий год. Это недопустимо». Ему возражает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, который считает, что указ не несет за собой серьезных рисков. «Они получат поддержку вне зависимости от обстоятельств. Это принципиально важные проекты для государства, их не бросят», — заверил политолог.
Превращение в открытое акционерное общество (ОАО) значительно повышает управляемость предприятий, позволяет более эффективно распоряжаться средствами. ОАО получают большую гибкость в том, что касается привлечения средств и распоряжения и управления имуществом. Также это облегчает привлечение капитала за счет долгового финансирования, за счет размещения облигаций, векселей. ОАО — более открытый и прозрачный формат, удобный для привлечения ресурсов и развития, считают эксперты.
Открытым остается вопрос, что будет с акционированными предприятиями дальше. По мнению Хафизова, государство намерено создать объединенную корпорацию, которая бы консолидировала и координировала работу ракетостроительных компаний. Впрочем, как считает Макаркин,
создание ракетной госкорпорации маловероятно, так как такая форма «достаточно скомпрометирована».
Он считает, что акционирование и неизбежно сопровождающие его кадровые перестановки способны принести пользу промышленным предприятиям. «Традиционно оборонка умеет делать две вещи — оружие и расходовать средства, — объясняет политолог. — Но должна быть третья составляющая, которая есть на Западе, — умение считать деньги и внедрять рациональные решения. Возможно, новый менеджмент сможет заняться этим». В качестве удачного управленческого решения Алексей Макаркин предлагает вспомнить ситуацию в отрасли атомной энергетики. Никто не думал, что атомную корпорацию возглавит Кириенко, который занимал тогда должность полпреда в Поволжском федеральном округе, напоминает замглавы Центра политических технологий. Но он возглавил и эффективно проявил себя. Эксперт полагает, что «в ситуации со стратегическими ракетами также следует ждать неожиданных решений».