Российские производители бензина в феврале подняли цены на 27,7% по сравнению с январем. Такие данные в среду привела Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Рост оптовых цен на бензин в феврале наблюдался в 16 российских регионах.
Это первый рост после шестимесячного снижения — последний раз цены производителей на бензин увеличивались в июле 2008 года.
При этом, согласно данным Росстата, в рознице топливо пока дешевеет — уже 23-ю неделю подряд. С начала 2009 года стоимость автомобильного бензина снизилась на 7,6%, дизтоплива — на 7,2%. В феврале бензин подешевел в 66 субъектах РФ. Стоимость литра бензина в среднем по России на 16 марта составила 18,18 рубля.
Потребительские цены на автомобильное топливо различных марок в среднем по России в феврале превышали цены производителей в 1,9–2,2 раза.
Сами нефтяники подтверждают увеличение цен на бензин в феврале. Они традиционно объясняют это зависимостью от мировых котировок на нефть. «Да, мы повысили оптовые цены в феврале. Не на 27%, конечно, но подорожание было. Это связано с тем, что мировые цены на нефть вновь поднялись», — заявил «Газете.Ru» представитель «ЛУКойла». Впрочем,
Впрочем за февраль котировки нефти выросли незначительно — с $43,73 (Brent Crude Oil) на 28 января до $44,29 26 февраля. А цена нефти ОПЕК вообще осталась на том же уровне ($40,68 и $40,5 соответственно).
Интенсивный рост начался в марте, теперь цена нефти ОПЕК превышает $50,4.
Эксперты склонны связывать резкий рост цен в феврале с процессами на российском рынке. «В феврале правительство РФ продолжило снижать экспортные пошлины на нефть. В результате экспорт нефти начал расти. Это сказалось на сокращении предложения на внутреннем рынке, что и привело к сопоставимому удорожанию цен производителей», — указывает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. Цена нефти марки Urals внутри страны в феврале была на 28,4% меньше, чем на мировом рынке, сообщает Росстат.
«Проще говоря, нефтяники просто решили подзаработать, пользуясь удобным моментом»,
— добавляет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Однако, по словам Сергиенко, скачок оптовых цен был кратковременным и уже 10 марта цены начали возвращаться на прежний уровень. Что, впрочем, не предотвратит роста розничных цен. «Рост цен конечных продавцов можно ожидать в ближайшее время, так как обычно лаг между изменениями цен производителей и потребительскими ценами составляет 1–2 месяца», — говорит Шток.
Вмешательство государства, таким образом, не оказало серьезной поддержки гражданам. «С начала кризиса цены на нефть резко пошли вниз, вслед за ними стали снижаться и цены на бензин у производителей. В то же время потребительские цены на топливо снижаться не спешили. Эта ситуация привела к расследованию ФАС в отношении нефтяных компаний, которые в результате были оштрафованы, — напоминает Шток. — По итогам расследования потребительские цены на бензин были снижены. Однако после завершения расследования и штрафа цены на бензин были зафиксированы на одном уровне, тогда как цены на нефть продолжали падать. Это привело к увеличению разрыва между потребительскими ценами и ценами производителей».