ФАС продолжает наступление на нефтяные компании. Как и было обещано главой ведомства Игорем Артемьевым, антимонопольная служба возбудила дела в отношении четырех крупнейших компаний российского рынка: «Роснефти», «ЛУКойла», ТНК-ВР и «Газпром нефти». «На протяжении четвертого квартала 2008 года они не снижали розничные цены на топливо, в то время как на рынке цена на нефть уменьшилась, — сообщил Артемьев. — Кроме того, в январе компании осуществили стремительный рост оптовых цен на топливо по некоторым позициям от 30% до 60%».
По мнению главы ФАС, это вызов правительству России. «Вызов брошен, мы его приняли», — заявил Артемьев.
Правительство на протяжении уже полугода систематически облегчает нефтяникам жизнь, снижая налоговую нагрузку, на которую как раз и жаловались компании, объясняя высокие топливные цены. Еще в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин выразил надежду на то, что меры по снижению налогового бремени должны отразиться на внутренних ценах на бензин. С тех пор нефтяники получили еще ряд послаблений, а цены вниз так и не пошли.
Специалисты это объясняют очень просто: у компаний появилась возможность получать большую прибыль, и они не намерены от нее отказываться. «Экспортные пошлины снизились, и поставки за рубеж стали выгоднее, — говорит один из экспертов рынка. — Компании должны что-то поставлять и на внутренний рынок, но теперь эти поставки менее выгодны, чем зарубежные. И чтобы не упускать дополнительную прибыль, нефтяники поднимают внутренние цены».
Компании, между тем, явно не считают, что действуют противозаконно. «Мы работаем в соответствии с российским законодательством и рыночной конъюнктурой», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов. ТНК-ВР и «ЛУКойл» вообще отказались комментировать очередные заявления ФАС, хотя представители «ЛУКойла» ранее неоднократно заявляли, что при ценообразовании компания руководствуется также конъюнктурой рынка.
В прошлом году ФАС уже штрафовала «большую четверку» за установление монопольно высоких цен, каждую нефтекомпанию обязали заплатить более 1 млрд рублей.
Но особых результатов это не принесло – все штрафы были обжалованы, а «Газпром нефть» даже успела уже выиграть дело – штраф в 1,36 млрд рублей был отменен судом.
Теперь антимонопольное ведомство угрожает увеличить штрафы в разы. «Если компании будут признаны виновными в нарушении антимонопольного законодательства (а признаки нарушения, по нашему мнению, есть), ФАС может выставить штрафы в объеме от 1% до 15% годового оборота от продажи нефтепродуктов, — заявил Артемьев. –
Учитывая, что история с летним повышением оптовых цен на топливо не завершена, так же как не завершена и история с делами по завышению розничных цен, а к этим делам добавляются новые, все это в целом будет квалифицироваться как рецидив. Наши методики начисления оборотных штрафов говорят об их кратном увеличении».
Более того, Артемьев заявил и об уголовной ответственности, которую могут понести конкретные должностные лица, виновные в нарушении антимонопольного законодательства.
По данным рынка, выручка компаний от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке в прошлом году составила $8,4 млрд (ТНК-ВР), $11,1 млрд («Газпром нефть»), $13,5 млрд («ЛУКойл»), $15,9 млрд («Роснефть»). Таким образом, максимальные штрафы могут составить соответственно $1,26 млрд, $1,66 млрд, $2,02 млрд и $2,38 млрд.
Впрочем, максимальные штрафы маловероятны. «В условиях кризиса власти достаточно лояльно относятся к нефтяникам, так что трудно ожидать штрафов по максимуму, — говорит эксперт ВТБ 24 Станислав Клещев. — Однако пока штрафные санкции не поднимутся до максимального уровня, эффективность действий ФАС будет низкой — компании просто не обращают внимания на требования, неисполнение которых грозит им незначительными штрафами».
Но даже сама возможность наложения штрафов вызывает у экспертов большие сомнения. «Пока ни одного дела против крупных компаний ФАС так и не выиграла, — напоминает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. — И перспективы новых дел весьма туманны. Антимонопольная служба должна опираться на веские и четкие доказательства, иметь полное обоснование своих претензий. А пока этого не видно».