Кризисные перемены на рынке региональных авиаперевозок могут привести к сокращению числа аэропортов. Этот процесс идет с 90-х годов прошлого века, но теперь он ускорится. В первую очередь удар придется по региональным аэропортам. «Думаю, в этом году исчезнет еще 10–15 аэропортов. Кризис добьет тех, кто еще мало-мальски держится на плаву», — заявил во вторник генеральный директор новосибирского аэропорта Толмачево и президент ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Алексей Чертенков.
Главная причина — снижение пассажиропотока. Так, в барнаульском аэропорту по сравнению с январем 2008 года он снизился на 20%. Тюменское Рощино зафиксировало снижение на 15,6%, екатеринбургское Кольцово — на 15,9%, Омский аэропорт – на 27,5%. В 2008 году из Толмачево были возобновлены регулярные рейсы в Омск, Красноярск, Пермь, Воронеж. Но по сравнению с январем прошлого года пассажиропоток аэропорта снизился на 25%, генеральный директор аэропорта не исключает, что рейсы будут вновь сокращены. «Тогда для их очередного возобновления понадобится еще лет 5, — констатирует Чертенков. — Другие виды транспорта сейчас дешевле». Уже сейчас руководство аэропорта ожидает сокращение прибылей по итогам 2009 года на 20%.
На финансовую поддержку инвесторов в условиях кризиса могут рассчитывать лишь крупные, способные окупаться и интересные в плане организации международных рейсов, в том числе чартеров, аэропорты.
Наиболее привлекательными в этом отношении, по мнению Чертенкова, являются аэропорты Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Самары, Ростова, Сочи, Краснодара, Минвод. «В условиях финансового кризиса сложно говорить о реальных намерениях частных инвесторов осуществлять инвестирование в такие капиталоемкие и долгосрочные с точки зрения экономической эффективности объекты, как аэропорты», — сомневается руководитель коммерческой практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Ольга Лазарева.
Только активная помощь государства может спасти региональные аэропорты.
«Для стимулирования инвестиций в инфраструктуру аэропортов необходимы меры в сфере нормативно-правового регулирования, например, регулирование ставок арендной платы за земельные участки, на которых распложены аэропорты, передача в собственность субъектов РФ имущества аэропортов и т. п.», — считает Лазарева.
«Выходом могло бы стать снижение стоимости билетов за счет, например, контроля цен на авиатопливо,
— предлагает генеральный директор НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. — В тех регионах, где каждый аэропорт является значимым, имеет смысл говорить о серьезных государственных субсидиях на период кризиса». Многие регионы не пожалеют финансовой помощи, считают эксперты. «Наличие аэропорта – вопрос престижа, — подчеркивает эксперт «Финама» Владислав Кочетков. — Скорее местные власти сократят финансирование строительства дорог, чем откажутся от полетов». К примеру, новосибирский аэропорт в 2008 году получил из регионального бюджета 23 млн рублей, это часть длительной программы субсидирования с 2005-го по 2014 год общей суммой в 90 млн.
Многие маленькие региональные аэропорты просто экономически не оправдывают своего существования, отмечает Кочетков. Как правило, у них один рейс до Москвы и еще один в летнее время до Сочи. Например, это аэропорты Иваново или Саранска. По мнению эксперта, можно предлагать выгодные условия авиакомпаниям для базирования на своих площадках или развивать чартерные программы, но в условиях кризиса осуществить это сложно, поэтому для многих единственной возможностью для существования остается поддержка из регионального бюджета.