Цены на бензин в России потихоньку снижаются. Розничная стоимость 92-го и 95-го бензина на столичных заправках к концу октября по сравнению с июлем — августом уменьшилась на 5,73% и 8,83% соответственно. При этом оптовые цены на 92-й бензин упали на 11,86%, а на 95-й не изменились. Такие данные приводит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Розничные цены на дизтопливо в Москве за этот период уменьшились на 6,34%, на 76-й бензин — на 19,12%, оптовые — на 15,47% и 10,89% соответственно.
Снижение цен с начала месяца составило 2,6% на бензин и 2,3% на дизель.
В Московской топливной ассоциации (МТА) «Газете.Ru» пообещали, что стоимость бензина продолжит уменьшаться. «С лета бензин подешевел рубля на два, и ему есть еще куда снижаться», — заявил президент ассоциации Евгений Аркуша.
Однако быстрого падения цен автолюбителям ждать не стоит. «Я не вижу оснований для того, чтобы цены резко снижались», — говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Эксперт объясняет это несовершенством российского налогового законодательства. «На сегодняшний день в среднем по Москве литр 95-го бензина стоит 25 рублей. Из них государство в качестве налогов забирает 15 рублей. У компаний остается 10 рублей — фактическая стоимость топлива, включающая и себестоимость, и издержки производства», — указывает Сергиенко. По его мнению,
компании просто вынуждены компенсировать свои потери за счет внутреннего рынка.
Что же касается тех шагов, которые предпринимает правительство, например снижение экспортной пошлины, то они не достаточны, уверен эксперт.
1 ноября правительство снизило ставку экспортного налога на 22,8%: пошлина составляет $287,3 за тонну нефти, на светлые нефтепродукты — $205,9 , на темные — $110,9.
Эти меры, похоже, запоздали.
«Нефтяники настаивали на том, чтобы ставка экспортной пошлины рассчитывалась, исходя из цены нефти в $60 за баррель. Правительство приняло за основу цену в $80 за баррель. На сегодняшний день нефть упала ниже $60. В итоге получается, что компании опять будут нести убытки», — резюмирует Сергиенко. Сами нефтяные компании неохотно комментируют свою ценовую политику.
Не удается создать рыночный механизм и для снижения цен на авиационное топливо. Напомним, что именно дорогой керосин является одной из главных причин разорения компаний, входящих в альянс AirUnion. Стоимость авиакеросина стала медленно опускаться лишь после требования президента Дмитрия Медведева привести цены на авиатопливо в соответствии с ценами на нефть, а также после начала проверки Генпрокуратурой ценообразования поставщиков и производителей топлива. Снижения цен официально потребовала и ФАС, обратившись к «ЛУКойлу», «Газпромнефти», «Роснефти», ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу», «Татнефти» и НК «Альянс». Компании подчинились: в течение суток после обращения ФАС о снижении цен на 9% и 12% объявили «ЛУКойл» и «Газпромнефть» соответственно, другие компании отреагировали чуть позже.
Однако такое снижение не сможет принципиально повлиять на рынок авиаперевозок. Из-за роста цен на нефть с августа прошлого года авиакеросин подорожал на 89%. Но в обратную сторону эта зависимость работает хуже — с августа текущего года цены на нефть снизились примерно на 45%, но о соответствующем удешевлении на российском рынке говорить не приходилось:
наибольшее снижение цен на авиатопливо произошло на Московском авиаузле, но и оно не сильно превысило 10%.
Поэтому авиакомпании не торопятся уменьшать цены на свои услуги. Например, о снижении топливного сбора, влияющего на цену билета, объявили в первую очередь компании, заправляющие международные рейсы в зарубежных аэропортах. «Уральские авиалинии» снизили сбор на чартерных рейсах в Египет благодаря снижению стоимости топлива в египетских аэропортах. С 10 ноября на рейсы из Екатеринбурга топливные сборы уменьшатся на 38%, на рейсы из Перми — на 47%. Полностью отменила топливный сбор на рейсы в Западную Европу компания «Трансаэро». Впрочем, компания может себе позволить начать отмену сбора на российских рейсах, поскольку
в ее парке много топливоэкономных лайнеров Boeing.
«Аэрофлот», S7, «ВИМ-Авиа», Sky Express пока не готовы к таким мерам, в компаниях объясняют это тем, что снижение стоимости авиатоплива пока не достаточно. Впрочем, в случае дальнейшего понижения цен руководство компаний готово пересмотреть размеры топливного сбора или тарифную сетку. Однако, скорее всего, авиаторы будут снижать цены лишь после требования властей. Правда, за это они могут попросить у государства какой-нибудь помощи.