В исследовании компании McAfee участвовало 50 человек из 10 разных стран, представители России в эксперименте не участвовали. «Мы раздали пользователям ноутбуки, оснащенные только антивирусами без спам-фильтров, — говорится в отчете компании. — На протяжении 30 дней пользователи должны были выходить в интернет на один час». Оказалось, что каждый день пользователь будет получать до 70 спам-сообщений.
Результаты показали, что количество спама в интернете не становится меньше. Уже после первой недели эксперимента на почтовые ящики пользователей пришло 8000 нежелательных писем, а уже после четвертой недели это число достигло 125 000.
Больше всего спама пришлось на США – 23 233 писем, далее следует Бразилия— 15 856, Италия —15 610.
Эксперимент показал, что среди спам-рассылок нередко встречаются опасные письма, которые могут серьезно навредить не только пользователям, но и их компьютерам. «Многие из участников эксперимента заметили, что их компьютеры стали медленнее работать, — говорит глава McAfee в Европе Гай Робертс. — Это значит, что пока они находились в сети, на их компьютеры устанавливались различные вредоносные программы». Самым популярным видом мошенничества среди спамеров остается фальсификация сообщений, поступающих якобы от банков. 8% всех нежелательных писем являлись так называемыми «фишинговыми сообщениями», которые используются для получения персональной информации о пользователе.
«Совершенно очевидно, что спам является гораздо больше, чем просто неприятностью, — делает вывод Робертс. — Это серьезная и быстрорастущая опасность». Такого же мнения придерживается и генеральный директор McAfee Дейв Де Валт: «Как показал эксперимент, распространение спама, без сомнения, является разновидностью киберпреступления».
Компании, как и простые пользователи, тоже сильно страдают от спама. В российской «Лаборатории Касперского» рассказали, что каждый день в среднем около 100 спам-сообщений поступает на почтовый ящик обычного пользователя.
Обработка спама очень дорого обходится как рядовым пользователям, которые тратят время на прочтение спам-сообщений, так и поставщикам интернет-услуг: им приходится тратить лишний трафик на обработку, хранение, пересылку спама.
Единственным способом борьбы на сегодняшний день с этим явлением является техническая фильтрация сообщений, говорит специалист по спаму «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин. «Сейчас возможно фильтровать до 95-98% спам-сообщений», — заявил Никишин.
В пресс-службе «Рамблера» признали, что компания вкладывает значительные средства в развитие почтовых ресурсов и защиту их от спама и несанкционированного доступа, но точную сумму затрат на борьбу со спамом назвать затруднились. Вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.Ru Анна Артамонова рассказала «Газете.Ru», что ежедневно почтовый сервис Mail.Ru фильтрует около 100 миллионов спам-сообщений:
«10% мощностей наших почтовых серверов задействованы антиспам-системой».
Интересно, что спам имеет сезонный характер. В своих исследованиях специалисты компаний Dr. Web и «Лаборатория Касперского» говорят о снижении доли спама в разгар лета. Доля вредоносных программ в почтовом трафике, по подсчетам «Лаборатории Касперского», составила 7,29% от перехваченных спам-писем.