ВЭБ приобретает блокпакет «Интер РАО ЕЭС» — «дочки» энергохолдинга, управляющей его зарубежной собственностью. Значит, после ликвидации РАО государство не только не ослабит свой контроль над этими энергоактивами, но укрепит его ресурсами ВЭБа. Это поможет планам экспансии нашего бизнеса за рубеж.
На «дочку» РАО «ЕЭС России» — ЗАО «Интер РАО ЕЭС» — нашелся новый претендент. «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) может получить блокпакет акций энергокомпании «Интер РАО», выкупив допэмиссию ее акций на 20 млрд рублей», — заявил председатель госкорпорации Владимир Дмитриев на встрече с редакторами СМИ в «Интерфаксе». Общая же программа сотрудничества с «дочкой» РАО, по его словам, «потянет на 30 млрд».
Компания «Интер РАО» владеет энергоактивами за рубежом, занимается экспортом-импортом электроэнергии и управляет рядом электростанций внутри России. Сейчас 60% акций ЗАО принадлежит РАО, 40% — «Росэнергоатому». Именно государственный «Росэнергоатом» (управляет российскими АЭС) рассчитывал получить весь государственный пакет в компании после реорганизации РАО летом этого года. Значительная часть бумаг «Интер РАО» при таком раскладе досталась бы также миноритариям энергетического монополиста: их доля в компании должна быть пропорциональна имеющимся у них акциям РАО ЕЭС. Однако
в случае допэмиссии в пользу ВЭБа структура акционеров «Интер РАО» после исчезновения энергохолдинга изменится: государство будет контролировать около 65% акций компании
(примерно 33% оно будет владеть напрямую, 7% получит «Росэнергоатом», а 25% — Внешэкономбанк), остальное достанется миноритариям.
Обеспечение наряду с госконтролем еще и возможностей для госфинансирования — важный момент с учетом особого места компании во внешнеполитической деятельности. «Во-первых, «Интер РАО» владеет энергоактивами в странах бывшего СССР, например в Грузии, а во-вторых, именно оно контролирует экспортно-импортные операции по продаже электроэнергии, объемы которых могут со временем значительно вырасти», — напоминает Дмитрий Скрябин из «ЮниКредит Атон».
«Государство привлекло ВЭБ для упрочения своих позиций в ЗАО, а также для гарантированного финансирования проектов экспансии российского бизнеса за рубеж»,
— поясняет генеральный директор центра экономического анализа «Интерфакса» Михаил Матовников.
Глава ВЭБа уже заявил, что увеличение капитализации компании позволит ей участвовать в крупных международных проектах, тендерах на приобретение и управление иностранными активами. Именно такую цель — расширение зарубежной экспансии — поставил недавно перед российскими компаниями избранный президент Дмитрий Медведев. «Среди других банков ВЭБ был выбран потому, что внешнеполитическая деятельность для него является профильной и, с другой стороны, он уже успел поучаствовать в ряде энергетических проектов, например в инвестициях в Нижнее Приангарье (проект БЭМО)», — добавляет аналитик Альфа-банкаАлександр Корнилов.
Кстати, среди стратегических акционеров «Интер РАО» может появиться и третий игрок, причем иностранный. Совсем недавно о своем интересе к компании заявляла французская Electricite de France (EDF).
Руководители Минпромэнерго предложением французов заинтересовались, однако заявили, что долю в отечественной компании готовы отдать только в обмен на европейские энергоактивы.
Еще одна интрига вокруг компании — грядущий выход на первичное размещение. Сейчас «Интер РАО» оценивается экспертами в $1,8–4,8 млрд, но получить оценку рынка можно будет только после выхода оператора на биржу (планируется во втором полугодии 2008 года). Цена блокпакета, объявленная ВЭБом, соответствует оценке всего «Интер РАО» в $3, 2 млрд.