Соглашение о возврате поставленной ранее военной техники было подписано на прошлой неделе представителями ВВС Алжира, корпорации МиГ и «Рособоронэкспорта», сообщил в понедельник «Коммерсантъ». Это произошло в преддверии визита президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, прилетевшего сегодня в Россию. Несмотря на явную политическую подоплеку возврата, на рынке пока нет единого мнения о том, будет ли контракт полностью разорван или только видоизменен.
Заинтересованные российские ведомства, впрочем, пока не подтверждают и не опровергают факт подписания документа о возврате техники. «Контракт не расторгнут, — заверила «Газете.Ru» пресс-секретарь МиГа Елена Федорова. — Да, есть определенные сложности, по этому поводу будут вестись переговоры». Военно-техническое сотрудничество станет одной из основных тем переговоров с алжирским президентом.
Источники в отрасли опасаются, что чрезмерный интерес СМИ может осложнить переговоры.
Контракт на поставку Алжиру 26 одноместных самолетов МиГ-29СМТ и шести двухместных МиГ-29УБ был подписан в марте 2006 года. Общая стоимость заказа составила почти $1,3 млрд. Полностью техника должна была быть поставлена покупателю к концу февраля 2008 года, но в мае 2007 Алжир прекратил прием и приостановил все выплаты по военно-техническим контрактам. Россия получила лишь $250 млн аванса. Условием для активизации остальных договоров должно было стать возвращение России полученных 15 МиГов. По информации «Коммерсанта», причиной возврата послужило наличие в истребителях низкокачественных или бывших в употреблении деталей.
В «Рособоронэкспорте» обсуждать тему отказались. Зато сотрудник Объединенной авиастроительной корпорации рассказал «Газете.Ru», что по данным росийской стороны технических проблем с самолетами нет, МиГи соответствовали условиям контракта. Они были приняты алжирскими ВВС и введены в эксплуатацию.
Эксперты отмечают, что при желании можно забраковать любое оборудование, тем более такую сложную военную технику, как истребители. «Если захотеть, некорректной эксплуатацией можно привести к любым неполадкам, — считает начальник аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Если покупатель заинтересован в технике, он найдет механизмы устранения совместно с разработчиком.
А если покупатель настроен на разрыв и дискредитацию производителя, тогда другой вопрос».
Специалисты единодушно называют действия Алжира политическими, видя явную связь возврата с активной деятельностью нынешнего президента Франции Никола Саркози.
Политическое давление сопровождается продвижением французских истребителей Rafale.
«Явно превалируют политические мотивы и торчат уши Франции», — уверен Пантелеев. По его мнению, ситуация зашла так далеко, что для разрешения необходимо вмешательство внешнеполитических ведомств.
Если контракт с Алжиром не будет реализован в полной мере, самолеты не пропадут. На Ближнем Востоке и в Северной Африке есть масса потенциальных покупателей, к примеру, Индия, Йемен, Эритрея, Судан, Египет, Сирия, Ливия. В результате значительных убытков российская сторона не понесет. А вот реноме Алжира, по мнению экпсертов, будет испорчено. В случае срыва контракта Россия может вычеркнуть Алжир из списка потенциальных покупателей военной техники на долгие годы.