ОАО «Российские железные дороги» может поучаствовать в приватизации российской энергоотрасли. РЖД рассматривает возможность покупки акций крупнейшей оптовой тепловой генерирующей «дочки» РАО «ЕЭС России» ОГК-1, заявил в четверг глава монополии Владимир Якунин.
Якунин также не исключил, что РЖД в скором времени может заняться генерацией электроэнергии для собственных нужд, передает «Прайм-ТАСС».
Неожиданный интерес РЖД к российской генерации удивил экспертов: на рынке сомневаются в целесообразности такого приобретения. «Покупкой ОГК и ТГК ранее интересовались либо сырьевые компании, либо металлургические, либо крупные иностранные концерны, желающие попасть на российский энергорынок — то есть те инвесторы, кого этот бизнес касается непосредственно, — рассуждает Дмитрий Скворцов из Банка Москвы. — Транспортная монополия никак не входит в их число». «У РЖД большие потребности в инвестициях в уже имеющиеся активы, а приобретение новых, непрофильных, да еще незадолго до планирующегося первичного размещения выглядит сомнительно», — удивляется эксперт компании «БрокерКредитСервис» Ирина Филатова. Для монополии было бы логичнее вкладываться в сбытовые компании, соглашается с коллегами портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Семен Бирг.
Сам глава РЖД необходимость возникновения таких проектов объяснил опасениями, что увеличится стоимость электроэнергии в ближайшие годы. «Нас это очень заботит с точки зрения потребителя», — заявил Якунин. При этом глава монополии сообщил, что «у железнодорожников сложились нормальные отношения с РАО ЕЭС», однако пожаловался на дефицит мощностей на отдельных участках.
Летом 2007 года руководство «Российских железных дорог» по этой причине даже рассматривало вопрос о строительстве собственных генерирующих мощностей.
Сейчас компания использует почти 6% от всей производимого в России электричества, при этом доля электроэнергии в себестоимости перевозок колеблется между 7% и 16%. Однако эксперты сходятся в том, что монополии, как крупному государственному потребителю, было бы дешевле покупать энергию на оптовом рынке, чем вкладывать деньги в столь дорогостоящий актив, как ОГК-1.
За контроль над генкомпанией, напомним, новый владелец должен будет заплатить порядка $6 млрд. Уже в марте инвесторы поборются за пакет размером до 74,8% акций ОГК: 41,3% составит государственный пакет бумаг, а еще 33,5% — дополнительная эмиссия акций. Такое внушительное для РЖД вложение вряд ли может быть случайным, даже в рамках возможной диверсификации бизнеса, полагают эксперты.
В получении контроля над генкомпанией через монополию может быть в конечном итоге заинтересовано государство, не исключают на рынке. Дело в том, что приватизация российской электроэнергетики фактически обернулась возвращением ее в государственные руки: едва ли не 40% от общей установленной мощности электростанций могут в итоге достаться государственной монополии — «Газпрому».
Газовый гигант, например, уже получил контроль над электричеством двух столиц — Москвы (Мосэнерго) и Санкт-Петербурга (ТГК-1).
Теперь вторым игроком на этом поле вполне мог бы стать РЖД.
Впрочем, пока еще судьбу ОГК-1 не стоит считать решенной. Интерес к компании уже проявили многие иностранные бизнес-структуры: финский Fortum, французская Electricite de France (ЕDF), немецкий RWE, американская AES, — а также российский энерготрейдер «Транснефтьсервис С» и «Русал» Олега Дерипаски. В борьбе за эту ОГК вполне мог бы одержать победу щедрый иностранный инвестор, например, тот же Fortum, считают аналитики. Однако если в дело вмешается политика, финской компании вряд ли дадут так просто приобрести ОГК. Тем более, что один раз (в случае питерской ТГК-1) финнов от участия в борьбе за генкомпанию уже отстранили.