Швейцарская фирма Noga сообщила агентству «Франс Пресс» новые подробности об арестованных по ее иску российских активах. Компания утверждает, что арест наложен на 5% акций Европейской аэрокосмической корпорации (EADS), принадлежащих Внешэкономбанку (ВЭБ). Факт блокирования пакета адвокат Noga Антуан Коркмаз подтвердил агентству РИА «Новости», объяснив: «Этот банк, ВЭБ, отвечает определению государственного происхождения, то есть является организацией, которая напрямую зависит от государства. На этом основании была произведена процедура ареста».
Подтвердить или опровергнуть заявление адвоката пока невозможно. В пресс-службе Внешэкономбанка корреспонденту «Газеты.Ru» рассказали, что данные активы находятся на счету в международном расчетном центре EuroClear. «Информация из EuroClear в ВЭБ не поступала. Если бы что-то случилось, они бы нам сообщили», — уверены в пресс-службе банка.
Как ранее писала «Газета.Ru», в начале января судебные приставы по поручению Noga осуществили ряд арестов во французских банках и компаниях, где, предположительно, располагались подконтрольные российским властям средства. Иск швейцарской компании связан с долгом России, который не возвращается с 90-х годов. Тогда свои претензии Noga оценила в $279 млн.
Теперь, согласно документу судебных исполнителей, швейцарцы претендуют на 49 млн евро.
Россия намерена опротестовать судебный приказ, сообщил Минфин: Noga ввела в заблуждение французские судебные органы, так как права требования по российским долгам ей уже не принадлежат — они были выкуплены Минфином в декабре 2007 года. «Конечно, арест счетов может затруднить деятельность организаций, хотя это не критично, — считает партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Илья Никифоров. — На мой взгляд, это больше попытка компании Noga напомнить о себе, чем мероприятие, которое реально приведёт к взысканиям средств с перечисленных организаций».
5% акций европейской авиастроительной корпорации были приобретены Внешторгбанком в середине 2006 года примерно за 1 млрд евро. В декабре 2007-го пакет была перепродан Внешэкономбанку по цене 24,23 евро за акцию, а общая сумма сделки составила $1,45 млрд. Впрочем, в собственности ВЭБа акции не планируется держать длительно. Они должны быть проданы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) после проведения ее допэмиссии. Продажу планируется осуществить в текущем году не менее чем за $1,236 млрд.
Беспокойства в связи с вероятным арестом акций в ОАК не испытывают. По мнению представителя корпорации, с которым удалось связаться «Газете.Ru», в собственность ОАК они будут проданы не раньше чем через 2–4 месяца, а за этот срок все еще может измениться. «Исторически уже видно, что подобные аресты со стороны Noga до сих пор заканчивались ничем», — добавил он.
Также, по мнению собеседника «Газеты.Ru», нет и причин к охлаждению отношений с EADS из-за конфликта с Noga.
Этого мнения придерживаются и профильные аналитики, воспринимающие событие исключительно в политическом ключе. «Конфликты, связанные с попытками Noga арестовать российскую собственность, уже примелькались за последние несколько лет», — отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. Поэтому новые претензии вряд ли ухудшат отношения между российскими бизнес-структурами и EADS. По мнению аналитика, конфликт между конкретными компаниями мог возникнуть только в том случае, если бы в момент ареста с акциями проводились крупные сделки. А такого не происходит, продажа пакета Внешэкономбанку уже была завершена, а передача акций «Объединенной авиастроительной корпорации» еще не началась.