Закупать дальнемагистральные самолеты российским компаниям будет не так накладно. Правительство России утвердило нулевые таможенные пошлины на импорт гражданских самолетов с количеством посадочных мест более чем 300. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Виктор Зубков, сообщила в понедельник пресс-служба правительства.
Вокруг этих пошлин споры не утихали несколько лет. Ранее отмена ввозных пошлин считалась одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако нулевые пошлины оказываются выгодными и для отечественных компаний. «Такие самолеты в России массово не производятся в принципе, — объясняет аналитик «Финама» Владимир Сергиевский. — А отечественным авиаперевозчикам необходимо в срочном порядке обновлять свой парк, поэтому отмена пошлин на иностранные лайнеры для них так необходима». При этом ближне- и среднемагистральные самолеты, которые в России производятся и способны хоть как-то конкурировать на рынке, своих преимуществ не потеряют: на их зарубежные аналоги утверждена ставка в размере 20%.
От отмены пошлин на дальнемагистральные самолеты выиграют в основном крупные отечественные перевозчики, совершающие много международных рейсов, такие как «Аэрофлот» и «Трансаэро», считают эксперты.
Для рядовых пассажиров новые таможенные правила означают в первую очередь более комфортные перелеты. «Уровень безопасности полетов будет значительно выше: теперь российские компании смогут не экономить и покупать новые, а не бывшие в употреблении авиалайнеры, — считает Анастасия Жданова из компании «БрокерКредитСервис».
Однако аналитики считают, что массового снижения цен на билеты ожидать не приходится.
Дело в том, что сейчас авиакомпании не имеют никаких стимулов снижать расценки: те, кому нужно летать и у кого есть на это деньги, полетят по любой цене. А малоимущих никакими скидками привлечь не получится. Поэтому отмена пошлин скажется лишь на самих авиакомпаниях.
Авиаперевозчики давно пытались пролоббировать отмену пошлины. Еще год назад тогдашний глава Минэкономразвития Герман Греф активно выступил на стороне компаний.
А в этом году за отмену пошлин резко выступил «Аэрофлот», который заявил о своей готовности вообще отказаться от иностранных дальнемагистральных самолетов, если пошлины на их ввоз не будут снижены.
Правительству приходилось фактически идти на поводу у крупных перевозчиков. Например, в середине 90-х тогдашний премьер Виктор Черномырдин своим распоряжением полностью освободил «Аэрофлот» и «Трансаэро» от уплаты пошлин, налогов и сборов на ввозимые иностранные самолеты.
В 1999 году оно было пролонгировано тогдашним премьером Владимиром Путиным еще на пять лет.
Это позволило «Аэрофлоту» сформировать самый крупный в России авиапарк из 27 самолетов иностранного производства.
Сейчас авиакомпании добились своего, однако пока непонятно, как долго будут действовать теперешние нулевые ставки. В распоряжении правительства сообщается, что данные ставки ввозных таможенных пошлин утверждены сроком на девять месяцев. Специалисты считают, что в наступающем году авиаперевозчики могут надеяться на вторичную отмену пошлин. «Вероятнее всего через 11 месяцев эти меры будут пролонгированы на более длительный период», — считает аналитик «АвиаПорт» Олег Пантелеев. При этом эксперт не исключает того, что правительство может ввести дифференцированные пошлины на новые самолеты, и самолеты со сроком службы более 10 лет.