В пятницу вечером стали известны результаты аукциона по продаже якутских угольных активов. На аукционе единым лотом были представлены 68,56% акций ОАО «Эльгауголь», которое владеет лицензией на освоение крупнейшего в России Эльгинского месторождения с разведанными запасами свыше 2 млрд тонн угля, 75% минус одна акция крупнейшего производителя коксующегося угля в России ОАО «Якутуголь» и недостроенная железнодорожная ветка Улак — Эльга. Активы достались «Мечелу» за 58 млрд рублей, при стартовой цене 47 млрд. «Повышение цены на 20% было ожидаемо в рамках аукциона», — говорит аналитик «Велес-Капитала» Станислав Фоменко.
Схватка оказалась не такой жесткой, как ожидалось.
До последнего момента считалось, что действующая от лица Arcelor-Mittal компания «Колорпрофиль» также будет участвовать в торгах, однако ее заявка не была принята.
Зампред РФФИ Эдуард Адашкин отказался назвать причину недопущения компании к торгам. Возможно, решение РФФИ было продиктовано нежеланием отдавать одно из крупнейших угольных месторождений страны в руки иностранцев.
Активы, которые приобрел «Мечел», очень существенны, говорит аналитик ФК «Открытие» Сергей Кривохижин. К 2010 году, когда «Эльгауголь» будет введен в строй, планируется добывать около 30 млн тонн угля. Основной угольный актив «Мечела» — «Южный Кузбасс» — планирует к концу года выйти на уровень добычи 25 млн тонн, кроме того, добычу на «Якутугле» планируется увеличить до 15 млн тонн. То есть в совокупности компания сможет добывать около 70 млн тонн, что делает ее одним из крупнейших угледобытчиков.
Компания, как победитель конкурса, обязуется достроить железную дорогу и обеспечить разработку месторождений. Однако эти планы зависят от развития инфраструктуры, пока же к БАМу не достроена железнодорожная ветка от Якутска до Нерюнгри, говорит Фоменко. «Если «Мечел» достроит ветку, то сможет транспортировать уголь по БАМу и далее куда угодно по России», — считает аналитик.