Про кроссоверы как класс машин написано и сказано уже столько, что под этой горой высотой с Фудзияму надежно спрятались две красивые цифры: 22 года назад на конвейер встал первопроходец Toyota RAV4 (хотя многие автоэксперты небезосновательно отдают эти лавры нашей «Ниве» ВАЗ-2121), а еще одна популярная у нас модель — Mitsubishi Outlander — официально отмечает «стеклянную» свадьбу с нашим рынком.
Ее судьба сложилась еще более непросто, чем у земляков-конкурентов RAV4, CR-V, Vitara, Forester, но вместе с тем и она нашла свою нишу, о чем говорят полтора миллиона проданных экземпляров вообще и уже более двухсот тысяч на российском рынке только официально (а число ввезенных по «серым» схемам и частным образом вряд ли сильно меньше).
Первое поколение, представленное в 2001 году концептом ASX, за три года выпуска (2003–2005) особой популярности не сыскало — продали чуть более трехсот тысяч экземпляров. Слабый прожорливый мотор, доисторический четырехдиапазонный автомат, дешевая отделка салона отпугнули многих потенциальных покупателей, несмотря на «честный» полный привод и неплохие параметры проходимости, уходящие корнями в проверенные решения от знаменитого Lancer Evolution.
В общем, фирменный девиз «Если Дарвин был прав, то все конкуренты вымрут» оказался несколько преждевременным — не вымерли.
Но японцы — упорная нация, и решение проблемы оказалось принципиальным — второе поколение модели было создано практически с «чистого листа» ватмана, заправленного в кульман ведущего конструктора.
От старой модели остались разве что фирменные шильдики и общая принадлежность к классу кроссоверов. Рынок принял новинку более благосклонно, продажи подскочили, а платформа перекочевала и на нынешнее, третье поколение. На этой же платформе были выпущены и другие известные модели родственных марок — Jeep Compass sports wagon, Citroën C-Crosser/Peugeot 4007, Citroën C4 Aircross/Peugeot 4008.
На фоне конкурентов техническими откровениями Outlander не отличался: подключаемый с помощью электромуфты по команде управляющей электроники задний привод, вариатор в паре с четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями, даже неплохие штатные системы активной безопасности уже стали привычными, а вот салон, по размерам превосходящий предложения большинства конкурентов в этом классе, явно намекает даже весьма консервативным стилем отделки на желание занять нишу семейного автомобиля, на котором главе семьи не стыдно будет ездить на работу в офис, в выходные без переживаний за глубину луж на грунтовке доехать со всеми домочадцами до дачи, а летом просторно с палатками и надувной байдаркой выезжать на природу.
Вклинившись в нишу «чуть меньше, но гораздо дешевле, чем Highlander», Mitsubishi Outlander оказался популярен прежде всего на российских просторах — в Европе и за океаном статистика продаж выглядит не столь радужно.
На такое положение дел странным образом оказали влияние именно те же факторы — для узких европейских улочек Outlander все же великоват, а для американских — маловат.
Подобный расклад привел к тому, что в 2010 году под Калугой было запущено полноценное производство модели.
За прошедшее время здесь было выпущено почти 90 000 автомобилей, осенью 2015 года модель претерпела рестайлинг, главным отличием которого стал новый Х-образный дизайн Dynamic Shield, из-за чего поначалу делались намеки на плагиат от самого «АвтоВАЗа»!
Сейчас Outlander продается в России в трех вариантах: с бензиновыми моторами 2.0 л (146 л.с.), 2.4 л (167 л.с.) и 3.0 л (230 л.с.). Первые два агрегатируются с вариатором, третий работает в паре с классическим шестиступенчатым «автоматом». И, пожалуй, это самая интересная модификация: мало того, что таких атмосферных V6 на рынке почти не осталось, так и только они сейчас оснащаются продвинутой системой привода S-AWC, которая умеет управлять степенью блокировки переднего дифференциала, но цена, перевалившая за психологическую отметку в два миллиона рублей, для «семейного» автомобиля может оказаться просто губительной.
Цены на самую скромную комплектацию начинаются от 1 399 000 рублей, с трехлитровым мотором стоит уже около 2,2 миллиона, а популярная в Европе гибридная электрическая PHEV стоила 2,5 миллиона, но уже покинула наш рынок.