Подавляющее число туристов (97,7%) готовы, либо рассматривают такой вариант отправиться в отпуск на автомобиле, свидетельствует опрос сервиса OneTwoTrip. При этом на своих автомобилях собираются поехать две трети респондентов. Наиболее популярными направлениями для путешествий на колесах автотуристы считают Краснодарский край и Крым. Причем потратить на дорогу к месту отдыха более двух суток готовы почти 40% опрошенных.
Рост интереса к отдыху на автомобиле известный автопутешественник и блогер Александр Еликов, объясняет не только закрытыми из-за пандемии границами, но и внезапно возникшим модой у россиян на внутренний туризм.
«В последнее несколько лет интерес соотечественников к туризму внутри страны только растет. Причем все чаще люди выбирают в качестве средства передвижения личный или прокатный автомобиль. Это позволяет чувствовать себя свободнее, не привязываться к одному месту», — делится мнение в беседе с «Газетой.Ru» Еликов.
Кроме того, зачастую путешествие на автомобиле обходится заметно дешевле, чем «классический» отдых по туристической путевке.
«Если отправиться семьей в тот же Крым или в Краснодарский край, то даже с учетом платной дороги, ночевки, заправок и прочих расходов, поездка на автомобиле может обойтись примерно в полтора раза дешевле, чем полет на самолете», — объясняет тревел-блогер.
У автомобильного туризма в России есть огромный потенциал для роста,
считает президент общенациональной ассоциации автомототуризма и каравнинга Сергей Лобарев.
«В Европе ежегодный доход от этого направления туризма составляет около 37 млрд евро. В нашей стране он пока не превышает 14 млн евро», — оценивает объем рынка эксперт.
Выбор автотуристами Черноморского направления в качестве наиболее популярного, Лобарев объясняет не только желанием россиян отдохнуть летом на море, но и отсутствием необходимой инфраструктуры на других маршрутах. По его словам, на традиционно популярном у автомобильных путешественников южном направлении, придорожный сервис уже давно хорошо развит. А вот в некоторых регионах туристам не хватает элементарных бытовых удобств.
«Самый яркий пример – Республика Алтай. Удивительная природа, чистейший воздух, горы, степи, озера, водопады. Но на Чуйском тракте, протяженностью почти одна тысяча километров, есть всего три туалета!
О каком цивилизованном автомобильном туризме, тут может идти речь, если человеку негде просто справить естественные надобности, не говоря уже о том, чтобы поставить машину на охраняемую стоянку, принять душ», — поясняет ситуацию президент ассоциации автомототуризма и каравнинга.
Проблема с инфраструктурой для автомобильного туризма стала острой только в последние годы. Придорожные отели и кафе, сервисные зоны и стоянки появляются в стране крайне неравномерно, отмечает Еликов.
На Кавказе, отмечает он, практически в каждое ущелье можно заехать на обычном легковом автомобиле, по вполне приличной асфальтированной дороге. Там есть множество национальных кафе, придорожных мотелей со стоянками.
«А вот в Восточной Сибири, Северном Урале, Забайкалье, несмотря на массу интересных с точки зрения зрелищности мест, среда обитания путешественника развита очень слабо»,
— поделился наблюдениями блогер.
Одним из показателей развития туристической основы эксперт считает рост сети стоянок для автодомов с возможностью подключения каравана к электросети и водопроводу.
«Если 5-7 лет назад число кемпингов в нашей стране можно было перечислить по пальцам, то сейчас их количество перевалило на полторы сотни», — отметил Лобарев.
Развитие придорожного сервиса для автомобильных путешествий во многом тормозится из-за отсутствия необходимой законодательной базы.
Например, отмечают эксперты, в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который по сути является основным документом, регулирующим этот рынок услуг, нет ни одного упоминания об автотуризме.
«На рассмотрении Госдумы находится законопроект, регулирующий именно деятельность автотуризма. Возможно, он даст импульс к развитию придорожного сервиса для автопутешественников», — надеется президент ассоциации автомототуризма и каравнинга.