Модернизация НПЗ
В 2019 году в РНПК введён в эксплуатацию единый лабораторный корпус. Новая лаборатория, объединившая прежде разрозненные площадки, использует современные подходы к организации контроля качества сырья и продукции и обеспечивает более точный анализ поступающего сырья и компонентов, необходимых для производства всего ассортимента вырабатываемой на заводе продукции, в том числе бензинов Евро 6 и основы для PULSAR 100 - бензина АИ-100.
Завод интегрирован с кольцевой системой нефтепродуктообеспечения Московского, а также Центрального региона. По данным «Роснефти», порядка четверти всех автомобилей в Москве и Московской области, а также около 50% самолетов в «Шереметьево» и 60% в «Домодедово» заправляются топливом РНПК.
За 10 месяцев 2019 года предприятие переработало более 13 млн тонн сырья: заводом выпущено 2,8 млн тонн бензина, 3,1 млн тонн дизельного топлива, свыше 914 000 тонн авиационного топлива и 3,5 млн тонн мазута. Глубина переработки нефти составляет 72,2%.
В настоящее время РНПК внедряет систему «цифрового завода», предусматривающую автоматизацию управления технологическими процессами из единого центра. В 2019 году на предприятии завершилась модернизация установки каталитического риформинга – в результате интервалы между плановыми ремонтами удалось увеличить до 3 лет, что повысило экономические показатели эксплуатации установки, а также уровень экологической и промышленной безопасности завода.
Катализатор играет ключевую роль при производстве товарных бензинов высшего экологического класса К5, а также инновационных бензинов - Евро-6 и АИ-100 (база для PULSAR 100). В ходе промышленных испытаний, как сообщает «Роснефть», отечественный катализатор, произведённый на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза (АЗКиОС) продемонстрировал эксплуатационные характеристики на уровне импортных аналогов.
Что касается бензина АИ-100, являющегося базовым топливом для производства фирменного бензина, выпускаемого под торговой маркой PULSAR 100, оно, согласно заявлению компании, «способствует улучшению динамики автомобиля с высокофорсированным двигателем, повышает показатели мощности и крутящего момента мотора».
«С 2011 года в российские НПЗ было вложено порядка 1,5 трлн рублей – и это только те средства, которые пошли на модернизацию установок вторичной переработки. К настоящему моменту в стране было введено в эксплуатацию порядка 80 новых установок, плюс некоторая доля оборудования прошла глубокую модернизацию. За это же время, то есть параллельно, решался вопрос о катализаторах – российские компании совершенствовали их производство, так как катализаторы необходимы для вторичных процессов. Это действительно важно», - говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Для снижения содержания сернистых и олефиновых (непредельных) соединений в автобензинах на РНПК оптимизировали технологическую схему очистки компонента бензина с установки каталитического крекинга, а в целях снижения содержания ароматических углеводородов на предприятии была построена и введена в эксплуатацию установка низкотемпературной изомеризации.
Кроме того, РНПК провела модернизацию установок точечного налива, где происходит взвешивание и автоматический налив светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны.
Процесс погрузки полностью автоматизирован и происходит через наливные телескопические трубы одновременно с двух сторон на четырех железнодорожных путях. Скорость заполнения 60-тонного вагона-цистерны составляет около 10 минут.
Производительность модернизированных установок, по данным компании, позволяет отгружать более 200 цистерн моторных топлив и авиационного керосина в сутки.
Технологичный бензин
Все это и другие мероприятия позволило РНПК приступить к производству нового экологичного бензина «Евро 6». Таким образом, Рязанский НПЗ стал третьим заводом «Роснефти», освоившим выпуск такого топлива. Ранее его производство стартовало на нефтеперерабатывающих заводах «Башнефть-Новойл» и Саратовском НПЗ. Новый бензин уже продается в Башкирии, Краснодарском крае, в Тульской, Калужской и Рязанской областях.
Автомобильный бензин «Евро 6» содержит меньше серы, в результате чего снижается коррозионная активность, а также меньше бензола и ароматических углеводородов, что способствует уменьшению токсичности выхлопных газов. Применение бензинов «Евро 6», как сообщает «Роснефть», позволяет снизить количество отложений на впускных клапанах на 12,5%, а в камере сгорания двигателя - на 12,7%.
Начало производства бензина «Евро 6», в том числе, связано с повышением требований к качеству моторного топлива на протяжение более чем 20 лет. Параллельно с этим шел процесс совершенствования двигателей внутреннего сгорания. Если вы покупаете машину с максимально прокачанным двигателем, то получаете максимальный эффект, только если заправляетесь экологичным топливом», - говорит Александр Фролов.
Основные проблемные вещества – это NOx (оксиды азота), несгоревший остаток топлива (CH, то есть различные углеводородные соединения), оксиды серы, которые также могут выбрасываться в атмосферу, и оксид углерода. Проблемы с выбросами всех этих веществ и решались посредством увеличения требований к качеству топлива. «Теоретически вы можете бесконечно модернизировать двигатель, но если вы заправляете его топливом с большим количеством примесей, то эффект будет неполным и количество выбросов все равно будет большим», — пояснил эксперт в беседе с «Газетой.Ru».
По словам Александра Фролова, представления о том, что российское топливо по качеству хоть чем-то уступает западному, уже давно не отражают реальной ситуации на рынке. Если на 2011 год, по данным Минэнерго, в стране производилось только полмиллиона тонн бензина экологического класса К5 (Евро 5), то к настоящему моменту – уже около 37 млн тонн. Сейчас в Роснефти создана база для дальнейшего расширения перехода на Евро 6, отмечает Александр Фролов.
«Выпуск «Евро 6» в современных условиях – это показатель возросших возможностей отечественной нефтепереработки. Выпуск тех продуктов, которые мы не могли бы выпускать раньше, скорее похож на подход к снаряду. Ведь вы же не будете требовать от тяжелоатлета, чтобы он ежедневно носил сумки общей массой в 250 кг. Он подошел к снаряду, поднял свою штангу, получил приз – и все, все знают, что он силен. Производство подобного рода топлива сродни такому подходу к снаряду. Вы подошли, вы подняли и показали степень своих возможностей. Вы не только не хуже своих конкурентов, но работаете на одном уровне с ними – в данном случае я говорю о воспетой бывалыми автомобилистами европейской нефтехимии», - поясняет эксперт.