В среду на совещании президента с членами правительства одной из главных тем стала тревожная ситуация с безопасностью пассажирских автоперевозок.
«Мы в 2011 году отменили лицензирование на некоторые виды автомобильных перевозок, в том числе автобусные, и с этого времени неуклонно растет количество ДТП с участием автобусов. За первую половину этого года рост значительный — по сравнению даже с прошлым», — заявил Путин.
Первый замглавы МВД Александр Горовой, комментируя слова президента, отметил, что МВД готовится вернуть своим сотрудникам право останавливать транспортные средства вне стационарных постов.
«Из семи последних происшествий с участием автобусов в четырех водители уснули за рулем. Я не анонсирую и не опережаю выводы следствия, это предварительная картина, которую мы увидели на местах происшествия. Вторая цифра:
из 115 погибших пассажиров по вине водителей автобусов 39 погибло именно в тот момент, когда, на наш взгляд, водители уснули», — заявил Горовой.
Ранее новый глава ГИБДД Михаил Черников, назначение которого состоялось в период крупных автокатастроф с участием автобусов, анонсировал новые жесткие меры, которые планирует принять ведомство для исправления ситуации. В среду Горовой напомнил президенту о планах ГИБДД.
«Мы идем, на наш взгляд, на необходимые меры: наложение маршрутов движения автобусов на дислокацию наших постов и нарядов;
мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии Министерства внутренних дел, запрещающий останавливать транспортное средство вне стационарных постов.
Транспортная логистика и география нашей страны говорит о том, что это было ошибкой с нашей стороны при подготовке этого нормативного документа. В случае нарушения режима труда и отдыха автобусы, перевозящие пассажиров, в том числе и в основном заказного характера, будут останавливаться и будет предоставляться возможность отдыха водителям», — сказал первый замминистра внутренних дел.
При этом в ведомстве понимают, что такие проверки могут понравиться далеко не всем.
«Мы прогнозируем определенный негатив среди пассажиров, но, поработав месяц в таком режиме, думаю, побудим хозяйствующие субъекты к необходимости требования 25-го приказа Минтранса, который определяет режим труда и отдыха водителей, — считает Горовой. — Я скажу, что только в столицу заходит 2300 единиц транспорта, которые под вывеской заказных осуществляют пассажирские перевозки. Они не диспетчеризируются, пассажиров сажают вне зон существующих в столице автовокзалов».
Будет усилен надзор и за водителями школьных автобусов. «С учетом приближения учебного года, а у нас перевозкой школьников в стране занимается 19 400 школ, на балансах которых стоят 22,5 тысячи единиц автобусов, мы проверим и эту категорию, как водителей, так и транспортных средств.
Еще раз говорю, мы понимаем, товарищ президент, нашу ответственность, и усилия будут консолидированы с учетом, к сожалению, роста на 21% количества погибших пассажиров по вине водителей автобусов», — подытожил замминистра.
Стоит отметить, что формально сотрудникам МВД пока не разрешили останавливать транспортные средства за пределами стационарных постов. Тем более что делать они это и так могли, но только в рамках спецмероприятий и рейдов. Более широкие возможности предусмотрены в новом регламенте по надзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения.
Документ должен был вступить в силу еще 1 апреля, однако в МВД, довольно неожиданно, в последний момент решили его доработать, и в настоящее время он до сих пор не утвержден.
Впрочем, по данным «Газеты.Ru», работа над текстом практически закончена и озвученная Горовым мера официально заработает в ближайшее время.
Также ситуацию с пассажирскими перевозками в стране на совещании прокомментировал глава Минтранса Максим Соколов. Он напомнил, что на фоне роста ДТП с автобусами ведомство внесло в правительство законопроект, возвращающий лицензирование пассажирских перевозок числом свыше восьми человек.
«Минтрансом разработан и внесен в правительство проект федерального закона, который вносит соответствующие изменения в действующий закон о лицензировании и возвращает лицензирование для перевозок пассажиров всем автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек»,
— сказал министр. Сейчас документ проходит экспертизу.
Путин поинтересовался у Соколова мерами, которые необходимо принять в ближайшее время. «Действительно, при общей позитивной тенденции по снижению показателей аварийности на автотранспорте есть негативные показатели по перевозке пассажиров наземным пассажирским транспортом. Здесь увеличение за 2017 год, первую половину, составило, по нашим данным, почти в полтора раза по отношению к предыдущему периоду, — констатировал глава Минтранса. —
В этом году уже, к сожалению, случилось несколько резонансных дорожно-транспортных происшествий в Забайкальском крае, Татарстане. Мы оперативно отреагировали: в середине июня в Министерстве транспорта, 13 июля в Министерстве внутренних дел совместно с Ространснадзором были проведены селекторные совещания с руководителями всех регионов страны.
Было поручено принять безотлагательные меры по снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте при пассажирских перевозках. Такие меры проводились и в прошлом году со стороны МВД и Ространснадзора.
Было выявлено более тысячи нелегальных перевозчиков, возбуждено 26 уголовных дел по причине незаконного предпринимательства и 500 уголовных дел по признакам оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Но этого, мы считаем, недостаточно».
Также Соколов напомнил президенту, что по его поручению подготовлен федеральный закон, вносящий изменения в закон о безопасности дорожного движения, в котором устанавливаются единые требования по обеспечению безопасности перевозок, предъявляемые к коммерческим перевозчикам.
«И выравниваются требования для юридических лиц и для физических лиц в части установления тахографов на транспортные средства. Сегодня если автобус принадлежит физическому лицу, то необязательно устанавливать на него тахограф в связи с тем, что не возникает вопросов режима труда и отдыха. Но нам кажется это необоснованным, потому что от этого зависит безопасность пассажиров, и нет разницы, какой автобус попадает в ДТП — принадлежащий физическому лицу или юридическому лицу, то есть организации», — добавил Соколов.