Следственный комитет 14 июня возбудил уголовное дело по факту халатности должностных лиц, которая в ночь на 12 июня привела к аварии автобуса с 14 погибшими в Забайкалье и около 30 тяжелоранеными. По ч. 3 ст. 293 УК РФ подозреваемым, круг которых пока не конкретизирован, грозит до семи лет лишения свободы.
«В ходе расследования обстоятельств этой трагедии следователи выявили признаки халатности должностных лиц федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства (Росавтодор)», — сообщили в СК.
В частности, дорожники ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по контролю за обеспечением безопасности дорожного движения при производстве ремонтных работ.
«Так, на крутом повороте дороги отсутствовало барьерное ограждение и знаки, предупреждающие об опасном месте и снижении скорости движения, не была нанесена соответствующая дорожная разметка. Несмотря на такие нарушения, должностными лицами ФКУ УФАД «Южный Байкал» не были приняты меры к ограничению движения транспорта на данном участке дороги, что повлекло за собой аварию с человеческими жертвами», — отметили в СК.
Ряд работников ФКУ УФАД «Южный Байкал» и подрядных организаций, занимающихся проведением ремонта, уже допрошены следователями. Также правоохранительные органы изъяли техническую документацию о ходе ремонтных работ, провели другие следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления.
Также 14 июня губернатор Забайкальского края Наталья Жданова провела внеочередное заседание региональной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. В ходе совещания чиновников глава краевой ГИБДД заявил, что разбившийся автобус не был оборудован системой ГЛОНАСС и видеорегистратором.
«Кроме того, у индивидуального предпринимателя — владельца автобуса отсутствовала лицензия на осуществление международных перевозок», — заявил «главный гаишник» региона Эдуард Белобровый. Также он сообщил, что водитель автобуса, который скончался от полученных травм в больнице, привлекался к административной ответственности, а в апреле этого года устроил ДТП.
В ходе обследования места происшествия в ГИБДД подтвердили предварительные выводы СК о халатности дорожных служб. В частности, были выявлены серьезные недостатки эксплуатационного состояния дорожной сети: износ горизонтальной дорожной разметки, отсутствие металлического барьерного ограждения, отсутствие соответствующих знаков, в том числе указывающих на проведение дорожно-ремонтных работ на данном участке пути.
В свою очередь министр территориального развития Забайкальского края Виктор Паздников заявил, что у его ведомства много замечаний к ФКУ УФАД «Южный Байкал», которое содержит трассу.
«Состояние дорожного полотна ежегодно ухудшается с того момента, как этот участок дороги был передан Управтодору «Южный Байкал», увеличивается аварийность», — заявил министр. Он отметил, что правительство региона неоднократно обращалось в федеральный центр по вопросу передачи данного участка дороги в ведение края.
По итогам заседания высшие чиновники края дали поручение ФКУ УФАД «Южный Байкал» в кратчайшие сроки привести ее в соответствие с требованиями. Кроме этого, принято еще одно важное решение.
Власти региона решили вновь выступить с инициативой в законодательный федеральный орган о введении обязательного лицензирования для всех без исключения перевозчиков.
Тем временем в регионе продолжает работу замначальника ГУОБДД МВД России генерал-майор Сергей Добряков. Он посетил пострадавших в ДТП, находящихся на лечении в медицинских учреждениях столицы Бурятии, и провел рабочие встречи с руководством Забайкальского края, чтобы наметить первоочередные мероприятия по ужесточению контроля в сфере пассажирских перевозок.
В беседе с местными журналистами Добряков отметил, что среди рабочих версий трагедии — превышение водителем скоростного режима. Впрочем, высокопоставленный полицейский оговорился, что окончательные выводы сделает следствие.
«Мы хотим, чтобы не только на федеральном, но и на региональном уровне власти уделяли более серьезное внимание организационно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение мониторинга ситуации на дорогах, контролировали весь процесс и принимали превентивные меры. В свою очередь, те, кто занимается пассажирскими перевозками, должны осознавать, что, игнорируя требования обеспечения безопасности дорожного движения, они подвергают реальной опасности жизни пассажиров», — заявил замглавы ГИБДД России.
Учитывая повестку местной Комиссии по безопасности дорожного движения, не исключено, что в ближайшее время появятся новые законодательные инициативы, ужесточающие требования к пассажирским перевозкам, — именно такой сценарий наблюдался после предыдущих резонансных автокатастроф.
Напомним, что авария произошла на 702-м км федеральной автодороги Р-258 «Байкал» в ночь на 12 июня. Автобус Kia Granbird, в котором находился 51 человек, включая водителя, съехал в кювет и перевернулся на опасном участке автодороги Иркутск — Чита в 15 км от поселка Хохотуй Петровск-Забайкальского района. В салоне находились паломники, которые возвращались в Читу после поездки в обитель преподобного Варлаама Чикойского. На месте аварии погибли десять человек, еще четверо скончались позже от полученных травм. Почти все оставшиеся в живых пассажиры были госпитализированы в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.