Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Как выживают на дорогах Шанхая

Почему в Китае трудно купить автомобиль

Покупка госномера в Шанхае обойдется чуть дешевле самого автомобиля. В городе нельзя сигналить, а за остановку на велосипедной дорожке оштрафуют и спишут «водительские» баллы. Как китайских водителей приучают пропускать пешеходов и не лихачить, как местные автомобилисты используют дальний свет и за что у них отбирают права, узнала корреспондент «Газеты.Ru», которая несколько дней путешествовала по Шанхаю на автомобиле и расспрашивала китайцев об их жизни.

Шанхай – огромный деловой мегаполис, в котором проживает более 24 млн человек. Совсем недавно город утопал в многокилометровых автомобильных пробках. А на то, чтобы добраться с запада на восток, мог уйти целый день. После того как в 1990-х годах было решено, что именно Шанхай должен стать лицом современного Китая, мостом между Китаем и Западом, а также местом расположения фондовой биржи, сюда потекли большие деньги. На них, в частности, построили дороги, широкие развязки и высокие многоуровневые эстакады. В городе рекордными темпами выросло современное метро, общая протяженность линий которого составляет более 420 километров, что намного больше, чем в Москве. В итоге Шанхай расширился, а пригороды, которые считались непрестижными из-за отсутствия инфраструктуры, стали полноценными районами мегаполиса.

По словам местных жителей, средняя зарплата в городе – $800–900. Сотрудники крупных финансовых корпораций, конечно, зарабатывают гораздо больше. На пенсию женщины выходят в 50 лет, а мужчины в 60, размер пенсии – около $600, но выплачивают ее только госслужащим.

Аукционы и штрафы сдерживают пробки

При высокой плотности населения в стране и довольно невысоких ценах на автомобили (к примеру, новый Audi A3 стоит 188 тыс. юаней – около $23 тыс.) китайским властям стало очевидно, что для борьбы с пробками нужно принимать кардинальные меры. Выходом, в частности, стали так называемые аукционы по продаже госномеров в крупнейших городах. В их число попал и Шанхай.

Здесь каждый месяц на продажу выставляется около 9–10 тыс. регистрационных номеров, а в очередь за ними выстраивается более 200 тыс. желающих. Стартовая цена для частного лица – 88 тыс. юаней (12,8 $тыс.), а для предприятия – 150 тыс. юаней ($218 тыс.).

Далее цена может вырасти непредсказуемо. Особенно, если автомобильные госномера «счастливые», то есть содержат нужные цифры. Самым дорогим «куском железа» за всю историю стал госномер 99999 – его купили за 1 млн юаней ($145 тыс.).

При покупке мотоцикла на номерные знаки придется также потратиться. Исключение составляют лишь небольшие скутеры и мопеды, большинство из которых ездят на электричестве. «Я купил настоящий мотоцикл в Китае, он стоил около 90 тыс. юаней, — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» топ-менеджер в одной из ведущих европейских автобрендов. — Чтобы только получить право его купить, мне пришлось очень постараться, а после этого я заплатил еще 82 тыс. юаней, это примерно $10 тыс. Практика аукционов, лотерей принята в нескольких крупнейших городах Китая.

Для каждой автокомпании это существенное ограничение, поскольку в этих городах нет роста спроса. Но если в городах будет слишком много автомобилей, это приведет к серьезным пробкам».

Приехать в Шанхай на транспортном средстве с госномерами другого города можно. Но с ними закрыт доступ на все основные магистрали и мосты. За выезд на них без шанхайской «прописки» с камеры фото- и видеофиксации, которые повсюду следят за движением, придет штраф 200 юаней, а с водителя спишут три штрафных балла. Всего на год частному автомобилисту дается 12 баллов, а профессиональному водителю, например таксисту или водителю автобуса, всего три-четыре, которые снимаются в зависимости от нарушения. Если потратить их все, придется переучиваться и заново сдавать на права. Для сравнения: в Пекине действует другая система – там в госномерах заложены цифры, в совпадающие дни недели с которыми водители имеют право выезжать в город.

Почему нельзя строить собственные заводы

Несмотря на такие ограничения, масштаб продаж на китайском авторынке поражает.

По итогам 2016 года в Китае было продано 22,835 млн автомобилей (+18%).

При населении 1,38 млрд человек перспективы у этого рынка огромны. Лидеров рынка может с ходу определить любой человек, который хоть как-то разбирается в автобрендах, просто выйдя на улицу. Кажется, что каждый второй автомобиль в Шанхае — это Volkswagen (2 997 423 автомобиля продано в 2016 году). На втором месте по популярности — Honda, в первую семерку также попали Buick, Toyota, Hyundai, Nissan, Ford. Лишь на восьмом месте в списке лидеров оказался отечественный Changan, за ним следуют Haval, Geely, Baojun, Kia, Audi, Chevrolet и BMW. Добавим к этому еще несколько китайских марок с самыми необычными шильдиками, приправим порцией премиальных и люксовых моделей, и вот вам будничный автомобильный поток в Шанхае.

Важно, что продавать в Китае свои модели могут лишь те автокомпании, которые локализовали здесь производство.

При этом отстроить собственный завод нельзя – только в кооперации с местными автобрендами. Обычно партнеры инвестируют по 50% в создание совместного предприятия. Есть и другой вариант, по которому пошли в BMW, — работать с китайскими инвесторами, а не автопредприятиями.

«В итоге идет обмен технологиями, — рассказал «Газете.Ru» глава китайского подразделения Audi Йоахим Ведлер. — Сначала все начиналось с обычной индустриализации, 100% технологий приходило в Китай из-за границы. Чтобы получить разрешение на производство, необходимо было доказать, что мы действительно внедрили на предприятии свои технологии и научили китайских коллег выполнять необходимые операции. Также необходимо было выйти на определенный уровень локализации. В итоге китайские поставщики стали настолько конкурентоспособны, что экспорт сложных технологических компонентов уже не нужен. Практически все, кроме самых главных, ключевых технологий, которыми автопроизводители никогда не будут делиться, доступно в Китае. Так, у VW в Китае уровень локализации 90–95%, а у Audi — около 60–70%».

Как водят в Шанхае

В отличие от сумасшедшего по трафику Пекина или шумного, затянутого смогом Чунцина, в Шанхае организация дорожного движения и поведение автомобилистов оказались гораздо более дружелюбными к пешеходам, велосипедистам и водителям скутеров.

Здесь водители практически как в Европе стараются пропускать пешеходов, не выезжают на перекрестки на красный сигнал светофора.

При переходе дороги можно не опасаться за свою жизнь и здоровье. Интересно, что с этой весны в Шанхае водителям запретили сигналить – по городу повсюду развешаны соответствующие дорожные знаки. Скорее всего, это связано с привычкой китайцев вместо поворотников использовать именно клаксон. В итоге даже в серьезных пробках, которых в мегаполисе все-таки не избежать, в городе стоит непривычная тишина. Но хитрые китайцы придумали, как подавать друг другу сигналы, находясь за рулем.

Вместо гудка они перешли на дальний свет, и остервенело мигают им не только зазевавшимся автомобилистам, но и просто выезжая на совершенно пустой перекресток.

Водят в Шанхае довольно ровно, но с сюрпризами. Нужно быть готовым, что совершенно в ровном потоке справа или слева на вашу полосу неожиданно может попытаться втиснуться другой автомобиль. И такого водителя с непроницаемым лицом лучше пропустить. Видимо, в таких ситуациях хваленые штрафующие камеры не срабатывают, а если штраф не грозит, можно и пренебречь ПДД.

Несмотря на нюансы и особенности рынка, европейские автопроизводители в голос утверждают: дайте еще лет пять, и китайский автопром не просто шагнет, а буквально ринется вперед. В том, что именно по дорогам Китая в будущем будет ездить больше всего электрокаров и беспилотников, у экспертов практически нет сомнений. И, вполне возможно, именно благодаря этим технологиям у китайцев получится полностью искоренить такое понятие, как пробки.

Новости и материалы
Водителям назвали несколько способов применения крахмала в автомобиле
Водителям рассказали об ошибках, ведущих к поломке трансмиссии
Вучич предрек скорый запуск «Северного потока»
В Приморском районе Петербурга перекрыли улицу из-за загоревшейся машины
В Росавиации сообщили об ограничениях в работе аэропортов Волгограда и Астрахани
Москвичам рассказали о погоде 27 декабря
Законопроект о бесплатных продуктах в магазинах внесут в Госдуму весной
Госпитализированный актер Евгений Косырев находится в тяжелом состоянии
Президент Панамы переговорит с Трампом о будущем Панамского канала
В аэропорту Казани из-за ограничений задержаны три рейса
Опрошенные россияне назвали оптимальную для себя стоимость вина
Россиянам рассказали, как обезопасить себя от киберугроз в праздничные дни
Эксперт объяснил необходимость отключения WhatsApp на миллионах Android-смартфонов
Мужчины тратят денег на покупки в видеоиграх значительно больше женщин
Эксперты назвали признаки неоригинального iPhone
Стало известно, сколько россияне потратили на покупку подержанных авто за 11 месяцев
Военный эксперт заявил, что ВС России зачищают плацдарм ВСУ южнее Курахово
Глава МЧС назвал зоны риска стихийных бедствий в следующем году
Все новости