Шанхайский международный автосалон — статусное событие для Китая. Проходит оно с огромным количеством местных автомобильных марок — это один из поводов громко заявить о себе как локальным производителям, так и иностранцам. Люксовые мировые бренды не считают зазорным привозить сюда по нескольку премьер, ведь Китай считается важнейшей площадкой для продвижения беспилотных технологий и развития направления электрокаров.
Огромное население (1,38 млрд человек), крайне низкий по меркам ведущих стран мира уровень автомобилизации, хорошие доходы в крупных и даже небольших городах, а также настоящая страсть к роскоши и брендам делают эту страну лакомым кусочком для большинства автопроизводителей.
В итоге крупнейшее мотор-шоу в Азии, которое проходит раз в два года, неизменно собирает толпы журналистов не только из Китая, но и со всего мира. В их числе оказалась и корреспондент «Газеты.Ru», которая не только изучила самые интересные премьеры и модели, но и выяснила секрет бурного развития китайского автопрома.
Без собственных заводов и с особенными комплектациями
В отличие от России, в Китае на законодательном уровне запрещено продавать автомобили тем компаниям, которые не ведут собственного производства в стране. Это делается для защиты местных автобрендов, коих тут уже более сотни и количество которых постоянно растет. Так, хочешь ты продавать здесь даже самые редкие и эксклюзивные машины, будь добр организуй сборку хотя бы других, родственных вашей компании моделей. Локализация даже более бюджетных флагманов дает право на импорт моделей из линейки подороже.
Но строить собственные заводы, опять-таки в отличие от России, здесь нельзя — необходимо организовать контрактное производство с кем-то из местных автобрендов.
Что подразумевает обмен технологиями и закупки у местных поставщиков. Но иностранцы не жалуются: доступ к такому обширному рынку, как Китай, и умение удовлетворить своеобразные запросы автомобилистов обеспечивают стабильный спрос. Наглядный пример — Volkswagen, который, несмотря на последствия «дизельгейта», именно за счет китайского рынка по итогам 2016 года обогнал по объемам продаж своего главного конкурента — японскую Toyota.
Уровень локализации VW в Китае достигает 90–95%, а экспортировать при этом нужды нет — все разлетается в пределах страны. Что, кстати, обеспечивает марке статус лидера этого рынка. Конечно, есть дополнительные требования к тем, кто инвестировал в Китай. Так, с 2018 года каждую марку обязали иметь в китайском портфолио как минимум одну модель, которая работает на «чистой энергии». Имеются в виду электрокары.
А еще с недавних пор китайским чиновникам запретили по долгу службы ездить на автомобилях иностранных брендов — те, как и их российские коллеги, предпочитали непатриотичных «немцев».
Однако теперь госслужащие страны довольствуются отечественными, довольно старомодными лимузинами FAW Нongqi. Да и для личного пользования приобретать «иностранцев» они также не рискуют.
Приходится иностранцам адаптироваться и к местным вкусам. В Китае любят большие автомобили с просторными салонами, поэтому практически у каждого иностранного бренда в китайской линейке представлены удлиненные версии привычных моделей.
Даже если у вас и так лимузин, китайцы все равно захотят подлиннее.
Также здесь любят более дорогие и броские материалы.
Больше пространства, хрома и светлый салон
Ярким представителем того, что так любят в Китае, стал электрический концепт-кар от Skoda Vision E, мировая премьера которого состоялась именно в Шанхае.
Концептуальный автомобиль Skoda Vision E может разгоняться до 180 км/ч, а мощная тяговая литий-ионная батарея и оптимальная рекуперация энергии обеспечивают ему запас хода до 500 километров. Привод на передние или задние колеса включается в зависимости от множества параметров, обеспечивая максимальную стабильность, динамику и безопасность движения. С этим концептом марка дает представление о принципах автономного вождения в ближайшем будущем
Алина Распопова/«Газета.Ru»Просторный пятидверный SUV с белоснежным футуристичным салоном стал очередным результатом развития в том числе и беспилотных технологий. Благодаря электрической силовой установке мощностью 225 кВт (306 л.с.) Vision E, как уверяют в Skoda, очень динамичен. Максимальная скорость автомобиля составляет 180 км/ч, а мощная тяговая литий-ионная батарея обеспечивает ему запас хода до 500 км.
Еще одной мировой премьерой, уже от Audi, стала модель Audi e-tron Sportback. В отличие от собратьев из Skoda и Volkswagen, планов по которым пока не называют, этот концепт максимально приближен к серийному варианту, и его мировые продажи стартуют уже 2019 году. При этом в Россию новинка должна попасть немного позже.
Четырехдверный Audi e-tron Sportback класса Gran Turismo оснащен электрической силовой установкой мощностью 320 кВт, на разгон до «сотни» у концепта уходит 4,5 секунды. Благодаря батарее емкостью 95 кВт•ч запас хода без подзарядки превышает 500 км. Светлый космический салон с сенсорной панелью выдержан в минималистичном дизайне. Органы управления спроектированы так, чтобы на выполнение операций ушло минимум времени. Еще одной необычной деталью стали цифровые боковые зеркала заднего вида: они вмонтированы в дверях и представляют собой небольшие дисплеи, на которые транслируется изображение с видеокамер.
В свою очередь, Mercedes-Benz показал прототип Concept A — предвестника A-Class нового поколения, который должен появиться на мировом рынке к концу 2018 года. Новинка олицетворяет собой развитие дизайна компакт-каров марки.
Mercedes-AMG GT Concept
Brendan McDermid/ReutersКонечно, без моделей, предназначенных только для Китая, в Шанхае не обойтись. К примеру, Hyundai Motor представила здесь новый ix35, а Kia — компактный седан Pegas и хетчбэк K2 Cross с увеличенным клиренсом и элементами дизайна кроссовера. Citroen, который в России переживает не лучшие времена, а на глобальном уровне вновь концентрируется на сегменте кроссоверов, привез в Китай новый седан C5, совершенно изменив и осовременив модель, особенно в части интерьера. Технологического прорыва не случилось — улучшена изоляция, появилась функция слежения за полосой и контроля слепых зон.
Локальные бренды между тем выкатывают модели на любой вкус — от бюджетных до люксовых, а также концепты, привлекая для их создания именитых дизайнеров.
Лидер по продажам среди местных автокомпаний, Changan, представил концепт-кар Yuyue, напоминающий танк. Занимающий за ним второе место премиальный бренд кроссоверов Haval выставил на стенде концептуальный HB-03PHEV.
Haval HB-03
ReutersА поработал над ним не кто иной, как главный дизайнер бренда Пьер Леклерк, который ранее занимал аналогичную должность в подразделении M концерна BMW. Может быть, поэтому новинка чем-то напоминает дизайн немецкого бренда. Очередным плодом долгого сотрудничества выходца из Volvo дизайнера Питера Хорбери и Geely стал пока только концептуальный минивэн MPV, первый в истории марки. Совсем скоро он пойдет в серию.
Всего на салоне показали несколько сотен новых автомобилей. Остались еще марки, которые не спешат придумывать собственные лица и грешат традиционно китайским искусством заимствования всего, что можно взять у других, более успешных и узнаваемых брендов. Но, как уверяют лидеры рынка, совсем скоро такие имитаторы сгинут, не выдержав конкуренции. А оставшиеся будут прогрессировать и создавать автомобильное будущее и развивать технологии, которые когда-нибудь придут и в Россию.