В 2017 году японской корпорации Toyota, как и другим, приходится работать в условиях не только общей неопределенности, но и серьезных политических изменений. В их числе — Brexit и приход Дональда Трампа на пост президента США. Россия, как признают в Toyota, также относится к одному из самых тревожных и неопределенных рынков наравне с Великобританией и Турцией. Главные вопросы к нашей стране — как будет развиваться рынок и что будет с ценообразованием.
Корреспондент «Газеты.Ru» побывала на встрече руководителей марки с журналистами на Женевском автосалоне. В беседе с «Газетой.Ru» президент и исполнительный директор компании Toyota Motor Europe Йохан ван Зил, исполнительный вице-президент по продажам компании Toyota Motor Europe Карл Шлихт и исполнительный вице-президент Toyota Motor Corporation Дидье Леруа рассказали о стратегии Toyota в России и том, когда марка расширит свое модельное портфолио на отечественном рынке.
Гибриды в Европе
По оценке японской марки, объем автомобильного рынка в Европе в нынешнем году достигнет 20 млн единиц, что немного больше, чем в 2016-м. Всего же в 2017 году в Европе Toyota планирует продать 975 тыс. автомобилей, что на 5% больше по сравнению с прошлым годом. В частности, на такие цифры планируется выйти благодаря запуску нового Yaris. 370 тыс. из этого числа автомобилей должно прийтись на гибриды, что будет означать 25-процентный рост «гибридного» направления. Таким образом, корпорация идет к поставленной цели — половина европейских продаж Toyota к 2020 году должна состоять именно из гибридов.
«По всему миру мы продали уже 10 млн гибридных автомобилей, из них в Европе — 1,5 млн, — рассказывают в Toyota. — Чтобы продать наш первый миллион гибридов, у нас ушло десять лет. А последний миллион разлетелся за девять месяцев. Выходит, автомобилисты приняли это направление и оно стало частью мейнстрима».
В Toyota, как и 20 лет назад, уверены, что именно гибридные технологии отличаются наибольшим потенциалом, поэтому продолжат придерживаться утвержденной стратегии.
Трамп в Америке
Между тем обостряются вопросы, связанные с требованиями законодательства в разных странах: в Европе нормы для автопроизводителей становятся все жестче и уровень снижения вредных выбросов уже утвержден на годы вперед. В США вопрос экологии тоже стоит, но не так остро.
Зато есть громкие заявления Трампа в части поддержки именно местного производства и вероятных санкций в отношении тех автокомпаний, которые не хотят локализовать производство в США.
«Что хочет Трамп и что будет с теми решениями, которые принял его предшественник на посту президента США, Барак Обама, незадолго до ухода, — все пока в процессе обсуждения, — говорят в Toyota. — Новая администрация США должна заработать в полную силу и определить свои цели — пока же мы не можем знать даже, что случится через полгода. Пока есть только разговоры, сообщения в твиттере, высказывания относительно тех, кто ведет производство в Мексике. Но нам для работы нужно нечто большее».
Новые модели для России только за стабильный рубль
Россию в Toyota называют рынком с большим потенциалом и прогнозируют, что в будущем объем рынка вырастет до 5 млн единиц. Тем не менее пока Россия в стратегии предприятия находится в разряде стран с неопределенной экономической ситуацией.
«Россия была действительно очень хорошим рынком для нас в прошлом, если посмотреть на продажи, — заявил «Газете.Ru» Йохан ван Зил. — Мы играем, можно сказать, в массовом премиум-сегменте, что обеспечивает нам хорошие продажи, несмотря на кризис, валютные колебания и рост цен (в России по итогам 2016 года было продано 94 568 тыс. автомобилей Toyota (–4%) и 24 117 автомобилей Lexus (+19%). — «Газета.Ru»). Мы видим, что растет спрос на более дорогие модели. У нас есть Camry, RAV4, Land Cruiser, модели Lexus — все они представляют собой хорошую комбинацию. Сейчас наша модельная линейка довольно сжата по причине неопределенной ситуации с валютными курсами.
Но когда ситуация с курсом рубля улучшится, мы воспользуемся этим, чтобы расширить список предлагаемых моделей. Мы можем даже привезти в Россию кроссовер C-HR.
Сейчас мы не можем этого сделать. Да, улучшения есть, но нельзя основывать свои решения на том, что произошло всего день, неделю или месяц назад».
Однако, по словам топ-менеджеров Toyota, прогноз относительно будущего в России позитивный.
«Вы можете видеть, что мы продолжаем свои инвестиции в производство, в том числе в модели Camry и RAV4. У нас есть завод в России, в который мы инвестируем, и запуск автомобилей на новой архитектуре TNGA (Toyota New Global Architecture) планируется и на этом заводе. Да, в России есть проблемы, в том числе политические трудности. И, конечно, на происходящее очень сильно влияют цены на нефть, — сказал ван Зил. — Но мы верим в Россию, наши дилеры достаточно терпеливы, плюс они работают в прибыль. Поэтому мы ждем, когда все названные вопросы уладятся и у нас появятся хорошие условия для ведения бизнеса. Это наш самый большой рынок в Европе».
По оценке ван Зила, будущее развитие российского автопрома во многом будет определяться мерами господдержки. Что касается вопросов по экспорту из России, топ-менеджер не исключил эту возможность, но только в далеком будущем.
«Стремление правительства России развивать экспорт — не уникальная ситуация, — сказал ван Зил. — Мечта любого государства — чтобы автомобили и другая продукция экспортировались.
Конечно, можно наладить этот процесс, но на это нужно время. Нужно дождаться, когда индустрия выйдет на нужный уровень. Если вы всегда работали только на местном рынке, то выход в другие страны непрост. И, конечно, большой вопрос — это найти поставщиков. Сейчас мы проводим очередной раунд переговоров с новым возможным партнером. Но это большая ответственность — ведь мало только привести поставщика в Россию, надо обеспечить ему нужные объемы».
Как уточнил ван Зил, делить поставщиков с конкурентами, которые работают в России для того, чтобы производители запчастей смогли выйти на нужные объемы, в Toyota не хотят.
Напомним, что в конце января ведущие мировые автопроизводители, Volkswagen и Toyota, отчитались об итогах своей работы в 2016 году. Согласно данным немецкого концерна Volkswagen, в который, в частности, входят бренды Audi, Porsche, Skoda, Seat и Bentley, мировые продажи группы достигли 10,3 млн новых автомобилей. Между тем японская группа Toyota, включающая, в частности, подразделения Lexus, Daihatsu и Hino хоть и увеличила свои продажи на 0,2 п.п., но не смогла обойти конкурента с результатом 10,2 млн проданных автомобилей.