В ноябре 2016 года ОАО «РЖД» провело тендер на поставку 18 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД на железнодорожных переездах и выполнение работ по их монтажу и вводу в эксплуатацию, рассказали «Газете.Ru» источники на телекоммуникационном рынке.
Согласно конкурсной документации, которую изучила «Газета.Ru», переезды оснастят камерами уже до 31 декабря 2016 года.
Камеры появятся в десяти районах Подмосковья. Выявлять нарушителей ПДД на переездах будут в Люберцах, Лобне, Ногинске, Наро-Фоминском, Одинцовском, Подольском, Раменском, Щелковском и Красногорском районах, а также в Королеве.
Победителем аукциона стало ООО «ГК «ИНФРАТЭК», которое взялось оснастить переезды камерами за 71 млн руб. (с учетом НДС).
Напомним, что, согласно КоАП РФ, штраф за нарушение ПДД на железнодорожном переезде составляет 1 тыс. руб. В перечень нарушений входят выезд на переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме или при запрещающем сигнале светофора, остановка и стоянка на переезде.
Возвращаясь к самому контракту РЖД, можно отметить, что некоторые из перечисленных переездов должны были и без участия компании быть оборудованы камерами в рамках реализации крупнейшего в российской истории концессионного соглашения, заключенного в марте 2016 года между правительством Московской области и компанией «МВС Групп».
Так, оба проекта предполагают появление комплексов на одних и тех же переездах — например, на улице Самохина в Апрелевке, около переезда в Малых Вяземах в Одинцовском районе, на Московской улице в Королеве.
Однако, как писала «Газета.Ru», концессионное соглашение, по которому в Подмосковье должны были установить в общей сложности более тысячи дорожных камер, из-за финансовых проблем «МВС Групп» находится на грани расторжения.
Спустя более полугода после заключения соглашения концессионер так и не смог найти инвесторов, поэтому фактически даже не приступил к реализации проекта.
То обстоятельство, что РЖД оснащает переезды камерами, невзирая на еще пока действующую концессию, только подтверждает существующие проблемы.
В пресс-службе РЖД «Газете.Ru» заявили, что перечень переездов, где будут установлены камеры, формировался с учетом наличия там ранее установленных устройств. «В любом случае, при выполнении технического задания на одном переезде не будет размещаться более одной функционирующей системы фото- и видеофиксации. Изменение перечня объектов возможно путем заключения дополнительных соглашений с исполнителем», — отметили в РЖД.
Помимо Московской области тендер РЖД предусматривает появление рубежей контроля и на железнодорожных переездах в Республике Татарстан
— на переездах с высокой интенсивностью движения поездов в поселках Красный Яр, Куркачи и других, всего на семи участках.
Владельцы железных дорог не хотят заниматься камерами
Согласно ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах», оснащать переезды автоматически комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД обязаны сегодня владельцы железных дорог.
По словам источников «Газеты.Ru» на рынке фотовидеофиксации и в Госдуме, крупнейшая в России компания — РЖД — активно лоббирует принятие поправок в закон, которые переложат эту обязанность на владельцев автомобильных дорог.
Ранее, в конце октября 2016-го, в Госдуму были внесены соответствующие поправки в федеральный закон. Формально авторами инициативы стали члены Совфеда во главе с Сергеем Шатировым. Однако, как говорит источник «Газеты.Ru» в Госдуме, знакомый с обстоятельствами подготовки поправок, реальным инициатором была РЖД, эксперты которой принимали участие в разработке законопроекта.
В РЖД вопрос на эту тему оставили без ответа.
«Мотив понятен: во-первых, у РЖД нет на это денег, — поясняет источник. — Во-вторых, им не нужна головная боль с обслуживанием этих камер. Еще один аргумент заключается в том, что выгодополучателем является местный бюджет, а не дорога. То есть от штрафов с этих камер железнодорожники ничего не получат».
Комитет Госдумы по транспорту, куда поступил законопроект, рекомендовал вернуть его авторам, поскольку они не предоставили заключение правительства — необходимое условие в случае с инициативами, предусматривающими расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Поскольку владельцами дорог может выступать государство, такие расходы не исключены.
«В итоге были подготовлены письма на министра транспорта и на председателя правительства, — поясняет источник. — В Белом доме инициативу предварительно одобрили, и законопроект могут рассмотреть в нижней палате до конца года».