В марте 2016 года правительство Московской области заключило рекордный по объемам в российской истории конкурс на поставку, установку и обслуживание камер фотовидеофиксации нарушений ПДД с компанией «МВС Групп». Концессионное соглашение о создании и обслуживании системы контроля безопасности дорожного движения было заключено сроком на 12 лет.
Договор предполагает установку на подмосковных автомобильных дорогах более 1 тыс. автоматических комплексов фотовидеофиксации, а также создание центра обработки данных. По условиям соглашения, «МВС Групп» должна создать систему, а затем до окончания срока контракта обслуживать ее, получая от государство 233 руб. с каждого штрафа, выписанного на основании данных с дорожных камер. Кроме того, концессионер обязался модернизировать, эксплуатировать и обслуживать около 230 уже имеющихся в Московской области дорожных комплексов.
По оценкам экспертов, доходы в бюджет от штрафов фиксации ПДД с новых камер могли составить около 125 млрд руб. за весь срок концессии. С учетом средних показателей по выписывающимся штрафам с дорожных комплексов государство должно было бы выплатить инвестору в течение срока соглашения около 60 млрд руб.
Спустя почти полгода после заключения соглашения концессионер до сих пор так и не смог найти инвесторов, поэтому фактически даже не приступил к реализации проекта.
Об этом «Газете.Ru» рассказал источник, близкий к руководству компании-концессионера.
Желающих вложиться в проект не нашлось
Как отмечает источник, в «МВС Групп» рассчитывали, что концессию будет финансировать ООО «Национальная компьютерная корпорация» (НКК) — одна из крупнейших на российском рынке корпораций в сфере информационных технологий. «Они якобы изначально намеревались вложить деньги в проект, но в итоге остались только техническим партнером «МВС Групп». Решение принималось на уровне высокопоставленных бенефициаров НКК, среди которых известные в России предприниматели. При этом немногочисленные сотрудники «МВС Групп» сегодня сидят в офисе НКК и получают там зарплату. С учетом того, сколько времени уже прошло, уверенности в том, что проект вообще будет реализован, у концессионера с каждым днем все меньше», — рассказывает он.
По оценке опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, общий объем необходимых инвестиций для создания системы — около 5 млрд руб. В такую сумму оцениваются оборудование и комплекс работ, позволивших бы запустить систему. Похожую оценку необходимых затрат давали и подмосковные чиновники. «На создание необходимой сети камер нужно более 4 млрд руб. и ежегодно более 2 млрд руб. на обслуживание», — рассказывал СМИ министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Бурцев. Таким образом, все затраты концессионера могли бы составить около 26–27 млрд руб., с учетом того, что по соглашению обслуживать систему концессионер должен в течение 11 лет.
«Условия этого соглашения для концессионера и, соответственно, для потенциального инвестора очень хорошие. Поэтому странно, что не оказалось никого, кто захотел бы вложиться в этот проект. Фактически золотая жила оказалась невостребованной», — говорит «Газете.Ru» один из крупных участников рынка фотовидеофиксации, также слышавший о проблемах «МВС Групп» с привлечением инвесторов.
По словам источника, на сегодняшний день компания, не имеющая собственных средств, смогла найти деньги только на проектирование системы.
«Собственно проектирование еще даже не началось — сейчас только заключаются договоренности с подрядчиками, которые будут делать это,
— говорит он. — Часть работы по проектированию может выполнить компания «Аквариус», которая входит в НКК».
В НКК отрицают, что рассматривали возможность стать инвесторами проекта, но подтверждают, что могут заняться проектированием. «Про концессию знаем. И если одну из компаний НКК пригласят к проектированию и другим работам, то участвовать будем», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе корпорации. На вопрос, является ли НКК или одна из компаний, входящих в ее структуру, техническим партнером «МВС Групп», представители НКК не ответили.
Проектирование из бюджета
Примечательно, что деньги на проектирование, как утверждают источники «Газеты.Ru», могли быть получены концессионером от одного из казенных учреждений Московской области. Точная сумма выделенных средств неизвестна, но проектирование, по оценке экспертов, могло обойтись максимум в 100 млн руб.
Весной 2016 года подмосковные чиновники утверждали, что в ходе реализации концессии бюджетных средств потрачено не будет. Например, в подмосковном минтрансе утверждали, что все затраты по проектированию, созданию и эксплуатации системы контроля безопасности дорожного движения в Московской области ложатся на плечи концессионера и не коснутся государственного бюджета.
Срок концессии могут продлить
Стоит отметить, что условия концессионного соглашения обязывают «МВС Групп» завершить создание системы и запустить ее в работу максимум через 53 недели после подписания контракта. Таким образом, с учетом того, что контракт был подписан в марте текущего года, у компании формально остается чуть более полугода на исполнение этого обязательства.
В пресс-службе Центра безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДД) «Газете.Ru» заявили, что на территории Московской области реализуются плановые работы по основным направлениям концессионного соглашения. «В настоящее время ведутся все предусмотренные соглашением проектные работы. Проводится комплексное обследование всех участков дорожной сети, предполагаемых к размещению комплексов фотовидеофиксации и дополнительного периферийного оборудования. Для обеспечения интеграции с вновь создаваемыми информационными системами концессионер проводит работы по обследованию существующих программно-информационных систем ГИБДД, ЦБДДМО, службы судебных приставов, казначейства и системы рассылки заказных писем. Концессионером начата закупка периферийного оборудования. Весь комплекс работ по созданию системы финансируется концессионером, выделение средств из бюджета соглашением не предусмотрено и не осуществляется. Концессионер выражает уверенность, что весь объем работ будет выполнен в соответствии с утвержденным сетевым графиком», — отмечают в ЦБДД.
Источник в транспортном комплексе Московской области рассказал «Газете.Ru», что на данный момент идет только подготовительная работа в рамках концессии. «Например, ГИБДД уже утвердила список всех мест, где должны быть установлены комплексы. Идет мониторинг точек, например, проверяется, везде ли есть возможность подключиться к электросети», — говорит он.
Собеседник «Газеты.Ru», близкий к руководству «МВС Групп», утверждает, что с учетом проблем с поиском инвестиций концессионер, не имеющий возможности закупать комплексы, монтировать их и проводить другие дорогостоящие работы, в настоящий момент якобы готовит допсоглашение к контракту, по которому срок, в который должна быть создана система, продлевается еще на год.
Примечательно, что срок создания системы являлся одним из критериев, по которому могли соперничать участники конкурса, предлагая осуществить работу за меньшее время.
«Продление срока действия соглашения вполне возможно по закону (на основании №115-ФЗ), — поясняет «Газете.Ru» аналитик компании IST-Budget Ян Хельм. — Если в антимонопольном органе решат, что основания для этого не вполне вменяемые, то в продлении откажут, и концедент, в данном случае Московская область, вынужден будет искать нового концессионера».
По словам эксперта, представители концедента не вправе разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющимся коммерческой тайной. «То есть концессионер легко может ничего никому не объяснять, — говорит Хельм. —
Если соглашение продлят, а проигравшие в конкурсе участники или не допущенные до торгов компании решат, что сама суть торгов при таких изменениях условий соглашения уходит, то они вольны жаловаться в ФАС и другие контролирующие органы».
Связаться с совладельцами «МВС Групп» Александром Гусевым и Вячеславом Симоненко «Газете.Ru» не удалось. Техдиректор «МВС Групп» Сергей Белкин и руководитель проекта автоматической фиксации нарушений ПДД компании Иван Брец наотрез отказались общаться с журналистами.
Стоит отметить, что, по данным базы Kartoteka.ru, Симоненко стал соучредителем «МВС Групп» (ему принадлежит 20%) совсем недавно. В выписках из ЕГРЮЛ Симоненко появился в июле 2016 года. В то же время предприниматель владеет долей (20%) в уставном капитале ООО «Алагер», которое недавно выиграло крупный тендер на аренду и обслуживание 500 дорожных комплексов в Москве, о чем писала «Газета.Ru». Остальная доля в «Алагере» принадлежит известной компании «1С», которая специализируется на программном обеспечении. Судя по всему, даже при наличии таких партнеров, как «1С», выручка которой в прошлом году составила более 35 млрд руб., новый совладелец «МВС Групп» привлечь инвестиции для реализации концессии пока не смог.
В пресс-службе правительства и губернатора Московской области в течение четырех дней на вопросы «Газете.Ru» не ответили, пообещав предоставить комментарий позже. Ранее, в марте 2016 года, в пресс-службе подмосковного мининвеста «Газете.Ru» заявляли, что проблем с финансированием проекта у концессионера нет.
В теории проблем действительно не должно было быть, поскольку, согласно конкурсной документации, еще на этапе подачи заявок на участие в конкурсе на право заключения соглашения все участники должны были в числе прочего предоставить финансовый план, содержащий, например, информацию об источниках и объемах финансирования проекта.
На основании такого плана конкурсная комиссия должна была убедиться, что у потенциального концессионера существует схема финансирования, позволяющая реализовать проект в установленные сроки.
Отметим также, что еще в марте 2016 года подмосковные чиновники заверяли «Газету.Ru», что концессионное соглашение «в ближайшем будущем» будет размещено на сайте комитета по конкурентной политике Московской области. Обнаружить документ на указанном ресурсе «Газете.Ru» не удалось.
Напомним, что конкурс на право заключения этого концессионного соглашения проходил со скандалом. Помимо «МВС Групп» заявки на участие в тендере подавали компания «Ситроникс-КАСУ», инвестиционное товарищество «МСК-СИП», в которое входит компания «Строй Инвест Проект», ранее получавшая большинство контрактов в регионе на поставку и обслуживание автоматических комплексов. Заявки обоих претендентов на право принять участие в конкурсе были по разным причинам отклонены конкурсной комиссией. В итоге «МСК-СИП» подало жалобу в ФАС, заявив, что требования конкурса создают необоснованные преимущества для одной компании, ограничивая при этом возможность участия других. ФАС претензии признала обоснованными, но никаких предписаний ведомство не выдало. После этого «МСК-СИП» подало в суд исковое заявление по решению тендерной комиссии, которое суд не удовлетворил.