Подготовленный Госавтоинспекцией МВД России пакет важных поправок в правила дорожного движения (ПДД), которые коснутся как начинающих водителей, так и автомобилистов со стажем, наконец-то будет рассмотрен в правительстве. Об этом сообщил «Интерфаксу» замначальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин. Впервые о ряде ограничений для новичков заговорили еще в 2015 году на фоне негативной статистики роста ДТП. Однако с тех пор проект поправок в ПДД постоянно дорабатывался.
Без наклейки не поедешь
Подготовленные МВД поправки, в частности, запрещают эксплуатацию автомобиля, не оснащенного предупреждающим знаком, таким как «шипы», «учебное транспортное средство», «начинающий водитель», «автопоезд» и т.д.
«В случае вступления этой нормы в силу водитель будет привлекаться к ответственности в соответствии со статьей 12.5 КоАП России (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена), санкция которой предусматривает штраф в размере 500 руб.», — сказал Кузин.
Молодых водителей ограничат в скорости
Также усилятся требования к начинающим водителям — автомобилистам со стажем вождения до двух лет.
«Проектом для них предусмотрено ограничение скорости не более 70 км в час на любой дороге, они не могут буксировать другие транспортные средства, а молодым владельцам мотоциклов и мопедов запрещается перевозить пассажиров»,
— сказал замглавы российской Госавтоинспекции.
Кроме этого, отметил Кузин, проект вносит изменение скоростного режима на автомагистралях для мотоциклистов: они смогут ехать по таким трассам, как и автомобилисты, со скоростью 110 км в час вместо ныне разрешенных 90.
Ближе к международной практике
Отметим, что знак «начинающий водитель» официально появился в России с 1 марта 2009 года. Его следует приклеивать на заднее или лобовое стекло автомобиля тем, кто находится за рулем менее двух лет. Не нужны такие знаки только водителям тракторов, самоходных машин и мотоциклов.
Поскольку до настоящего времени никакого наказания за отсутствие желтой наклейки с восклицательным знаком не предусматривается, многие водители заменяют его, к примеру, знаком «чайник» или же вовсе игнорируют.
Поинтересоваться наличием знака могут разве что во время техосмотра — без него пройти эту процедуру невозможно. На данный момент в ПДД сказано, что использовать эту наклейку можно по желанию собственника транспортного средства. То же самое касается наклеек «инвалид за рулем», «глухой водитель» и «шипы». Кстати, в положении по условиям допуска транспортного средства знак «шипов» должен быть обязательно, но вот штрафов за его отсутствие никаких нет. Между тем в странах Европы такая табличка для новичков является не просто обязательной — за ее отсутствие предполагаются серьезные штрафы, это относится и к наклейке «шипы». Кроме того, в отношении новичков действуют и серьезные ограничения по скорости. К примеру, в Италии они не могут ездить за городом быстрее 90 км/ч.
Кроме того, в ряде стран Европейского союза, например во Франции, даже получивший права новичок не имеет права ездить в автомобиле без сопровождающего его опытного водителя, пока не накатает необходимого количества километров.
Критика со стороны экспертов
Отметим, что ранее участники профессионального сообщества в беседе с «Газетой.Ru» уже выражали несогласие с идеей МВД относительно снижения скорости движения для молодых автомобилистов. Так, известный автомобильный эксперт Игорь Моржаретто обращал внимание «Газеты.Ru» на то, что после переходного периода молодым водителям будет сложно адаптироваться к новым дорожным условиям, а движение ниже скорости потока будет не только менее безопасным, но и стрессовым для «чайников».
«Сейчас и так почему-то запрещается учебная езда на автомагистралях и на дорогах, на которых установлен знак 5.3 «Дорога для автомобилей», — говорил Моржаретто «Газете.Ru». — Учебная езда решением местных органов власти может быть также запрещена и на иных дорогах, например с интенсивным движением транспорта. Тут мы сильно отличаемся от других стран Европы, где для обучения управлению автомобилем на магистрали обязательно выделяется несколько часов в учебной программе. А наши курсанты не имеют права выехать на такие дороги. Это нонсенс! Зато обучению на площадке отведено почти 30 часов.
Теперь если запретить молодым водителям ездить со скоростью свыше 70 км/ч — где и как они научатся соблюдать нормальный скоростной режим? Возможно, некоторые даже будут и впредь опасаться развить нормальную разрешенную скорость».
С ним согласен и автомобильный активист Петр Шкуматов. Он уверен, что снижение разрешенной скорости для новичков, напротив, обернется ростом количества аварий. «На МКАДе все едут со скоростью 100–120 км/ч, велик риск уткнуться в такого тихохода».
Моржаретто убежден, что молодым водителям, которых два года будут выдерживать в таком тепличном режиме, потом будет очень сложно адаптироваться к правилам, которые действуют для всех.
«Как известно, самая безопасная езда — именно со скоростью потока, — напоминал эксперт.
— Если начинающий водитель будет «тупить» по загородной магистрали со скоростью 70 км/ч, другие участники движения будут пытаться обогнать его, нервно сигналить. Тут недалеко и до аварии.
Зато, как следует из данных статистики ГИБДД, сегодня самое низкое число ДТП — именно на тех участках автотрасс, где разрешена максимальная скорость движения (до 130 км/ч). Это ли не главное доказательство того, что дело не в ограничениях скорости, а в организации движения и культуре вождения?»
Так, председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев не раз говорил «Газете.Ru», что тихоход, двигающийся со скоростью, значительно меньшей, чем скорость общего потока, будет создавать помехи для других водителей, что, в свою очередь, будет приводить к конфликтам и созданию аварийных ситуаций на дороге. Он также задавался вопросом о том, где молодым водителям учиться ездить на высоких скоростях.
«Тепличные условия автошкол для этого явно не приспособлены, а если еще и в течение двух лет практики управления новичкам хотят ограничить скорость, то через три года мы получим не осторожных и безопасных участников движения, а уже самоуверенных, дорвавшихся до реальных скоростей, но не умеющих с ними совладать потенциально опасных водителей», — считает Лобарев.
Отметим, что всего за период с января по август на дорогах страны произошла 94 081 серьезная авария, что на 6,9% меньше по сравнению с показателем первых восьми месяцев прошлого года.
За восемь месяцев на дорогах погибли 10 517 человек (–14,5%), еще 125 329 были ранены (–6,4%).
Основной причиной ДТП по-прежнему с большим отрывом от других остается нарушение водителями ПДД: в августе 2016 года было зафиксировано 15 375 таких инцидентов, а в августе 2015-го — 16 379.