На фоне ужасающей статистики (на российских дорогах ежегодно гибнет примерно столько же человек, сколько во всей Европе) государство взяло решительный курс на общее снижение скорости на российских дорогах. Именно такой шаг, по мнению руководства страны, должен привести к снижению смертности и аварийности, показателями которых недовольны в правительстве. Эксперты «Газеты.Ru» проанализировали аргументы МВД и пришли к выводу, что повальное уменьшение скоростных лимитов не сможет улучшить печальную статистику ДТП.
Снизить предельные лимиты нарушений скоростного режима и затормозить новичков
МВД готовится серьезно ограничить максимальную скорость для водителей со стажем менее двух лет, установив для них лимит на отметке в 70 км/ч, а также запретить им буксировать другие ТС и перевозить грузы. «Предлагаемые изменения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей, а также снижение тяжести последствий от возможных дорожно-транспортных происшествий с их участием», — подчеркивают важность поправок авторы инициативы.
Еще одна инициатива МВД была подготовлена по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Так, в КоАП предлагается внести поправки по снижению лимита ненаказуемого превышения скорости водителями с введенных относительно недавно 20 до 10 км/ч. Проще говоря, автомобилистов будут штрафовать за превышение разрешенной скорости не на 20 км/ч, как сейчас, а на 10 км/ч.
Ограничение скорости для новичков: негде получать навыки
Участники профессионального сообщества единодушно выразили несогласие с идеей и аргументами МВД. Так, известный автомобильный эксперт Игорь Моржаретто обращает внимание на то, что после переходного периода молодым водителям будет сложно адаптироваться к новым дорожным условиям, а движение ниже скорости потока будет не только менее безопасным, но и стрессовым для чайников.
«Сейчас и так почему-то запрещается учебная езда на автомагистралях и на дорогах, на которых установлен знак 5.3 «Дорога для автомобилей», — говорит Моржаретто «Газете.Ru». — Учебная езда решением местных органов власти может быть также запрещена и на иных дорогах, например с интенсивным движением транспорта. Тут мы сильно отличаемся от других стран Европы, где для обучения управлению автомобилем на магистрали обязательно выделяется несколько часов в учебной программе. А наши курсанты не имеют права выехать на такие дороги. Это нонсенс! Зато обучению на площадке отведено почти 30 часов.
Теперь если запретить молодым водителям ездить со скоростью свыше 70 км/ч — где и как они научатся соблюдать нормальный скоростной режим? Возможно, некоторые даже будут и впредь опасаться развить нормальную разрешенную скорость».
С ним согласен и автомобильный активист Петр Шкуматов. Он уверен, что снижение разрешенной скорости для новичков, напротив, обернется ростом количества аварий.
«Сейчас по трассе «Дон» все едут со скоростью 130–150 км/ч, а начинающим автомобилистам придется тащиться намного медленнее, — говорит Шкуматов «Газете.Ru». — Мимо будут летать машины, молодые водители — нервничать. Станут ли они от этого в большей безопасности? Вряд ли.
А остальные, кто рискует внезапно уткнуться в такого «тихохода»? То же самое на МКАД, где все едут 100–120 км/ч. Такие меры властей могут вылиться только в рост аварийности.
Безопасная езда — со скоростью потока
Моржаретто уверен, что молодым водителям, которых два года будут выдерживать в таком тепличном режиме, потом будет очень сложно адаптироваться к правилам, которые действуют для всех.
«Как известно, самая безопасная езда — именно со скоростью потока, — напоминает эксперт.
— Если начинающий водитель будет «тупить» по загородной магистрали со скоростью 70 км/ч, другие участники движения будут пытаться обогнать его, нервно сигналить. Тут недалеко и до аварии.
Зато, как следует из данных статистики ГИБДД, сегодня самое низкое число ДТП — именно на тех участках автотрасс, где разрешена максимальная скорость движения (до 130 км/ч). Это ли не главное доказательство того, что дело не в ограничениях скорости, а в организации движения и культуре вождения?»
Коррупция и пробки вместо безопасности
По словам Моржаретто, невозможно проконтролировать, по крайней мере с помощью видеокамер, кто именно управляет автомобилем — начинающий водитель или опытный.
«В нашей стране пока, как правило, в семье есть только одна машина, — поясняет эксперт «Газеты.Ru». — И наличие или отсутствие знака «молодой водитель» тоже ни о чем не говорит. Попытка же сотрудника ГИБДД выдернуть из потока машин одну, чтобы проверить стаж водителя, тоже может быть опасной с точки зрения возможной аварии. По этой причине такое ограничение было отменено в СССР.
То есть введение теперь этой нормы может привести лишь к потенциальному росту коррупции среди сотрудников ДПС и увеличению пробок на дорогах.
В МВД обычно приводят цифры, согласно которым неопытность молодых водителей — причина чуть ли не 30% всех ДТП (цифры постоянно меняются, поэтому в их достоверности есть сомнения). Но если это так, получается, что 70 и более процентов аварий — на совести опытных водителей, и тогда вообще непонятно, почему так ополчились против новичков на дорогах. Что касается ограничений по перевозке пассажиров и грузов — эта мера, возможно, оправданна. Подобные ограничения существуют и во многих странах Европы. Тем более что проконтролировать соблюдение таких правил не составит большого труда».
Наглые водители вместо аккуратных
В свою очередь, с Моржаретто согласен и председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.
«Тихоход, двигающий со скоростью, значительно меньшей, чем скорость общего потока, будет создавать помехи для других водителей, что, в свою очередь, будет приводить к конфликтам и созданию аварийных ситуаций на дороге, — говорит Лобарев «Газете.Ru». — Еще один вопрос: где молодым водителям учиться ездить на высоких скоростях? Тепличные условия автошкол для этого явно не приспособлены, а если еще и в течение двух лет практики управления новичкам хотят ограничить скорость, то через три года
мы получим не осторожных и безопасных участников движения, а уже самоуверенных, дорвавшихся до реальных скоростей, но не умеющих с ними совладать потенциально опасных водителей».
Отмена разрешенного лимита 10–20 км/ч: для пополнения региональных бюджетов
«Если брать предложения МВД, которые повлекут снижение скорости водителей, особенно новичков, то главная проблема здесь, по мнению многих критиков, — это то, что ограничения хотят ввести без разбора, для всех типов дорог, — заявил Шкуматов «Газете.Ru». — Якобы это должно повысить безопасность.
Но опыт М4 «Дон», где на платных участках разрешенная скорость — 130 км/ч, показывает, что это не совсем так. Именно на этих участках аварийность снизилась на треть по сравнению с теми, где было 110 км/ч.
Все дело в том, что водители выбирают скоростной режим исходя из конкретной дороги. На плохой дороге люди могут ехать и 60 км/ч, хотя там можно 90 км/ч, а на хорошей — и все 130 км/ч. Но внедрять какое-то искусственное ограничение просто опасно, ведь у людей возникает когнитивный диссонанс: дорога позволяет ехать быстро, а бюрократическое ограничение бьет ему по рукам.
В результате водитель вынужден большую часть дороги смотреть не вперед, а на спидометр, чтобы не нарваться на штраф.
Уверен, это замечал за собой не только я, но и очень многие. Как это влияет на безопасность? Только отрицательно».
По мнению эксперта, ограничения скоростного режима для водителей способствуют лишь большему наполнению регионального бюджета.
«Люди привыкли уже, что есть этот лимит ненаказуемый в 20 км/ч, стали меньше попадать под камеры, а тут придется перестраиваться, и штрафов снова станет больше, — отмечает Шкуматов. — Власти просто выбрали самый легкий способ: вместо того чтобы строить качественные дороги с отбойниками, как тот же «Дон», на которых аварийность автоматически резко снизится, они соблюдают формальность, показывая мнимую борьбу с аварийностью, а на самом деле перекладывают ответственность на водителей и лезут им в карман».
Установкой скоростных режимов должны заниматься профессионалы
По мнению Шкуматова, можно и нужно снижать скорость там, где это оправданно, например в центре Москвы.
«Можно сделать и 40 км/ч, но дороги там — это лишь десятая часть от дорог всей столицы. И что, теперь из-за лихачей на Тверской улице снижать лимит для всей страны»?, - недоумевает координатор «Синих ведерок». — И все эти законы ограничительные пройдут только потому, что чиновники смогут убедить того же Путина, что водители сами во всем виноваты и нужно ограничивать именно их». Но давайте посмотрим, например, на Германию. Там вообще нет ограничений скорости на автобанах, но при сопоставимом количестве автомобилей каждый год там погибает в 10 раз меньше людей, чем у нас. А почему? Потому, что там власти озабочены не собираемостью штрафов, а свои усилия концентрируют на качестве самих дорог».
Отметим, что президент Владимир Путин поручил правительству к 15 июля утвердить план снижения аварийности на дорогах.
С начала года на российских дорогах зафиксировано уже 62,2 тыс. аварий, в которых 7,5 тыс. человек погибли, а еще 78,3 тыс. человек получили ранения.
Все три цифры за январь – май оказались ниже аналогичных показателей прошлого года — на 6,4%, 12,6% и 5,4% соответственно. Такие статистические данные приводит ГИБДД РФ. Из-за нарушений водителями ПДД (основная причина ДТП, фиксируемая Госавтоинспекцией) с начала года произошло уже 54,5 тыс. аварий — это на 6,4% меньше, чем было в январе – мае 2014 года. Такие дорожные инциденты унесли с начала года 6,4 тыс. (–13,3%) человеческих жизней, а 71,5 тыс. (–6,5%) участников дорожного движения получили травмы.