Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Mercedes рвется к госзаказу

Mercedes-Benz инвестирует в производство в России

Mercedes-Benz намерен инвестировать в производство в России и получить статус единственного поставщика при получении госзаказов. Так в условиях кризиса компания планирует обеспечить себе гарантированный уровень спроса. Официально немцы уверяют, что на долю госзаказа ранее приходилось всего 3% их продаж. Однако эксперты уверены: в условиях кризиса для Mercedes важно заручиться сотрудничеством с чиновниками.

Немецкий Mercedes-Benz ведет переговоры о заключении Специального инвестиционного контракта (СПИК) с правительством России. Об этом «Газете.Ru» сообщил директор департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга Алексей Ученов во время конференции Франко-российской торгово-промышленной палаты.

Как будут сотрудничать

СПИК — это соглашение, которое заключается на срок до десяти лет. Подписавшие его предприниматели берут на себя обязательства, в частности, по локализации, развитию технологий, созданию нового производства и продуктов, а также по обеспечению рабочих мест. В свою очередь государство гарантирует компании преференции на федеральном и региональном уровнях. В частности, подразумеваются налоговые льготы, упрощение ряда административных процедур. При этом, как уточнил Ученов, список преференций будет расширен. Минимальный объем инвестиций при подписании договора с правительством — 750 млн руб.

При этом правительство России вправе определить участника СПИКа единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако для получения статуса единственного поставщика необходимо вложить минимум 3 млрд руб. Именно такая форма сотрудничества, по оценкам экспертов, и интересует инвестора.

Примечательно, что все инвестиции должны быть новыми, то есть уже имеющиеся площадки и сделанные ранее инвестиции в новом соглашении не учитываются. Ранее «Газета.Ru» первой сообщила о планах Mercedes-Benz в России со ссылкой на источники в ФРП.

По данным Минпромторга, такое соглашение уже заключила Mazda: компания сделала упор на экспорт двигателей, которые производит в Дальневосточном регионе. Эту возможность также рассматривают для себя в Hyundai: корейцы намерены развивать производство в Санкт-Петербурге и повышать локализацию своих моделей. Кроме того, как выяснила «Газета.Ru», вариант такого сотрудничества обсуждается и с предприятием «Автотор», расположенным в Калининградской области.

В настоящее время суммарная стоимость инвестиций, которые должны принести пять СПИКов, которые находящиеся на контроле Минпромторга — около 20 млрд. руб. сообщил «Газете.Ru» Ученов.

При этом, как отметили в ФРП и Минпромторге, сейчас процесс согласований с Mercedes-Benz затянулся — обсуждение каждого из условий со штаб-квартирой доходит до полугода. Однако в ведомствах надеются, что процесс переговоров будет завершен совсем скоро. В пресс-службе российского подразделения Mercedes-Benz на запрос «Газеты.Ru» не ответили.

Локализация для доступа к чиновникам

Как пояснила «Газете.Ru» управляющий партнер GDP Quadrat Екатерина Евдокимова, создание собственного автомобильного завода требует огромных инвестиций, около €200–300 млн.

«Ситуация предполагает необходимость четкого планирования того, когда эти инвестиции будут окуплены, — сказала «Газете.Ru» Евдокимова. — И когда потребительский спрос падает, то вести бизнес-планирование просто невозможно, поскольку ситуация непредсказуема.

Поэтому СПИК, который предлагает гарантию закупок на 10 лет, очень действенный инструмент, который позволяет вести бизнес-планирование и рассчитать срок окупаемости проекта.

Поскольку Daimler — это публичная компания, вопрос надежности бизнес-планирования в плане ответственности перед акционерами для них ключевой».

В свою очередь аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко обращает внимание на то, что в премиальном и люксовом сегментах локализация с точки зрения продаж в частном секторе не имеет никакого значения, поскольку разница в цене, возникающая при обложении ввозимых автомобилей госпошлиной, не является для целевой аудитории причиной отказа от совершения покупки.

«А вот с точки зрения обслуживания госзаказа отсутствие локализации действительно является непреодолимым препятствием», — говорит Яковенко «Газете.Ru».

Mercedes-Benz остается лидером премиального сегмента в России, и на его позиции не влияет кризис, отмечает аналитик: даже с учетом снижения продаж в течение последних двух лет под влиянием общей для всего рынка негативной динамики только за три квартала 2016 года было реализовано 24 тыс. автомобилей, что на 5 тыс. единиц больше, чем у BMW, и почти на 9,5 тыс. больше, чем у Audi.

«Стоит отметить, что из большой премиальной тройки «немцев» только Mercedes-Benz продемонстрировал негативную динамику (–7,7%), в то время как BMW и Audi нарастили продажи на 3,4 и 7,6% соответственно, — приводит цифры Яковенко. — Не думаю, что это результат отсутствия локализации и, как следствие, доступа к госзаказу. Дело скорее в ценовой политике и перераспределении спроса в пользу более дешевых моделей у конкурентов Mercedes-Benz.

А вот в люксовом сегменте позиции Mercedes-Benz по-прежнему выглядят непоколебимо: S-Class Maybach занимает более половины рынка и только за первые семь месяцев текущего года продажи достигли 447 автомобилей».

Яковенко считает, что Mercedes-Benz не будет производить Maybach в Московской области. Массового спроса на столь дорогие люксовые автомобили со стороны госсектора попросту не будет: информация о госзакупках публикуется в общедоступных источниках и является объектом пристального наблюдения, все случаи закупки предметов роскоши на бюджетные средства часто получают широкий общественный резонанс, поэтому Maybach вряд ли будет активно пополнять государственные автопарки.

«Тем не менее S-класс в Подмосковье все же производить будут, скорее всего, модели S-400. В остальном производство все же будет ориентироваться на частный сектор, то есть в производство будут, вероятнее всего, запускать кроссоверы и седаны. На мой взгляд, скорее всего, это будут C-класс, GLA, GLS», — предполагает аналитик.

Руководитель отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский заявил «Газете.Ru», что Mercedes хочет получить доступ к госзаказу в том числе и потому, что это место сейчас могут начать занимать корейские марки, например Hyundai с их Genezis.

При этом эксперт обращает внимание на то, что автомобили для президента в рамках проекта «Кортеж» будут выпускаться в очень ограниченном количестве, а чиновников, которым нужен представительский автомобиль, — тысячи, поэтому здесь конкуренции не будет.

«Думаю, что у Mercedes есть инвестпрограмма, и его специалисты, посчитав потенциал российского автомобильного рынка, решили сделать ставку на локализацию, — говорит Звенигородский. — Все крупные производители уже вложили сотни миллионов долларов в локализацию. И хотя их производственные площади сейчас простаивают, через два-три года они будут пожинать плоды своих инвестиций, а другим производителям на рынок будет уже сложно зайти. Локализация производства автокомпонентов в России развивается быстро, нужно успеть войти в эту программу либо покидать российский рынок».

Ранее в интервью «Газете.Ru» глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея рассказывал, что на долю государственных заказчиков компании приходится не более 3% продаж.

«Конечно, обычно они покупают дорогие машины, — говорил Мадея. — Но эти заказы не определяют прибыльность нашей компании. Для восприятия бренда и нашей репутации важно, что топ-менеджмент крупнейших компаний ездит на Mercedes-Benz. Тем не менее это очень маленькая часть нашего бизнеса».

Кроме того, по его словам, у Mercedes-Benz было много вопросов относительно рамочных условий договора.

«Так называемые специальные инвестиционные контракты заработают только в 2019 году. Но, чтобы нам открыть завод к тому времени, строить надо начинать уже сейчас. И в этом проблема. Правительству надо определиться с новым режимом и условиями для автопроизводителей. Сейчас ведется конструктивная, профессиональная, но сложная дискуссия. Это стратегический для нас вопрос — где, с какими партнерами, какие автомобили производить. Я надеюсь, что скоро мы придем с решением к правительству и этот проект полетит», — рассказывал Мадея «Газете.Ru».

Новости и материалы
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Стали известны молодежные столицы России 2025 года
Опубликованы кадры спасения пилотов и пассажира с пропавшего на Камчатке Ан-2
Экс-боец UFC: реванш Фьюри и Усика был чисто для заработка
Все новости