Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Клиенты из Сибири предпочитают ездить на «Мерседесе» в Монако»

Какие новинки привезет Mercedes-Benz в Россию

Почему в России пока не могут делать отечественные машины уровня Mercedes, зачем в Сибири покупают кабриолеты и должен ли быть «АвтоВАЗ» успешным, в интервью «Газете.Ru» рассказал глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея. Он считает, что Россия переживает кризисы спокойнее, чем Германия и США, и надеется, что вопросы с организацией локального производства вскоре решатся.

— Господин Мадея, практически в каждом прогнозе Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) мы слышим, что российский авторынок наконец-то достиг дна и дальше будет становиться лучше. Но в целом падение продолжается. При этом рынок премиальных автомобилей живет отдельной жизнью — каковы у вас прогнозы именно по этому направлению?

— Есть один большой плюс в том, когда ты говоришь, что все будет хорошо: рано или поздно ты окажешься прав. Рынок не может постоянно снижаться, это вопрос времени. Если мы посмотрим на цифры, то рынок действительно стабилизируется. Так, впервые за долгое время, в июле, у Mercedes-Benz в России был небольшой прирост продаж — 1%. И это не падение более чем на 15%, как у всего рынка.

Мы верим, что во второй половине года ситуация стабилизируется и мы сработаем в ноль — это было бы здорово. Следующий год может принести даже легкий рост.

Мы связываем эти надежды и с тем, что будем расширять наше портфолио. Конечно, все зависит от экономической ситуации и курса рубля. Если рубль наконец стабилизируется на отметке хотя бы 70 руб. за доллар, люди снова начнут доверять российской экономике. Положение рубля — это индикатор стабильности и доверия. У наших клиентов есть деньги, другой вопрос в том, будут ли они готовы их потратить.

— Чем еще можно объяснить факт, что премиум-сегмент падает заметно медленнее рынка, помимо наличия состоятельных клиентов?

— Постоянным выводом новых моделей. Так, у Lexus были хорошие времена, когда они привезли компактный SUV — NX. Jaguar снова напомнил о себе, как и Cadillac, — продают они немного, но держатся в плюсе. Поэтому все зависит от свежести портфолио. Я верю, что для премиум-сегмента все еще существует огромный потенциал. В целом я позитивен: в большей степени это касается именно премиум-сегмента, нежели российского авторынка в целом.

— Сейчас дилеры, автокомпании стараются как можно сильнее снижать свои расходы, а у вас такие траты — новый стиль дилерских центров. Партнеры не были против?

— Рынок падает уже второй год подряд. Если бы такое падение произошло в Германии, в США, то для них бы настал конец света.

В России, как мне кажется, стали реагировать на кризисы спокойнее. Люди знают, как вести себя в такой ситуации.

Конечно, мы не говорим, что для нас этот кризис не проблема, и все мы думаем, как сэкономить деньги, пережить плохие времена. Но даже в таких условиях мы не можем вредить бренду. Что-то откладывать, что-то урезать — хорошо. Но никак не изменять нашим основным направлениям, снижать качество.

Кризис — не повод продавать наши автомобили в каких-то аутлетах, которые напоминают кухни или старые советские бассейны.

— Как за последнее время изменилось количество дилеров Mercedes-Benz?

— В этом году мы откроем восемь дилерских центров, таким образом, их у нас будет 72. Это прирост в 10%. Все они полноценные, без компромиссов. Помимо Санкт-Петербурга это Калуга, Астрахань, Нижний-Новгород, Казань. Так что мы идем и в регионы.

— Есть еще регионы, откуда поступает ощутимое количество заказов? Какие-то необычные, подальше от центра?

— Минеральные Воды, Краснодар, Ставрополь. Это другая окружающая среда, клиенты. Были разговоры, что кто-то из Сибири хочет заказать родстеры, были заказы из Ханты-Мансийска, Норильска. Но если честно, наши клиенты из Сибири предпочитают ездить на этих автомобилях где-нибудь в Монако...

— Сейчас в премиум-сегмент пробиваются все новые игроки, например корейские, японские. Считаете ли вы их конкурентами в полном смысле этого слова?

— Там пытаются играть не только корейские и японские бренды. Есть еще индийские автомобили — Jaguar, Land Rover — очень красивые. Не забывайте Tesla — они тоже довольно успешны.

И тенденция такова, что все хотят получить свой кусочек премиум-сегмента. Вам может нравиться Equus, может не нравиться, но он тоже играет в премиуме. Что касается Mercedes, то мы занимаемся тем, чтобы постоянно усиливать свои позиции: создаем магию вокруг бренда. И у нас есть принципиальное отличие.

Вы можете создать технически идеальный автомобиль: купить технологии, нанять дизайнеров, инженеров. Но даже с большими деньгами вы не сможете создать бренд за короткое время.

Помните историю с Volkswagen Phaeton? Это была хорошая попытка, и сам автомобиль был неплохим. Но он «не полетел», продажи остановились. Чтобы создать сильный бренд, который сразу ассоциировался бы с чем-то премиальным, качественным, должны уйти многие-многие годы. У нас на это ушло 130 лет, что тоже не повод стоять на месте, это равнозначно гибели.

— Как раз по этой причине вы принимаете участие в Московском международном автосалоне, в отличие от многих других брендов…

— Именно. Полгода назад мы узнали, что никто из наших конкурентов не будет принимать участие в Московском автосалоне. Потому что времена тяжелые и все в этом духе. У нас тоже было обсуждение на этот счет: если там никого не будет, то зачем тратить столько денег? Но потом мы решили, что примем участие именно потому, что там не будет конкурентов. Мы ведь продолжаем утверждать, что Россия — один из самых важных для нас в Европе рынков. Поэтому мы не можем просто изменить этой стратегии из-за пары непростых лет и сказать: все, а теперь этот рынок для нас неважен.

Мы идем на салон не ради конкурентов, а ради СМИ, клиентов, поклонников бренда. Наши клиенты не должны страдать!

Мы привезем 29 автомобилей, из них шесть — это российские премьеры. Это GLC 250 Coupe, SLC 43, E 43, GLC 43, S 63 Cabrio и C 43 Cabrio. Самая важная для нас — это GLC Coupe. Но будут еще автомобили из серии AMG. Будут и тест-драйвы.

— У вас будет веселая компания — с вами будет, к примеру, «АвтоВАЗ» также с большим количеством автомобилей...

— О, я не такой большой знаток «АвтоВАЗа». Но не так давно я слышал, что Lada показывает высокие темпы продаж в Германии, правда объемы пока невелики. Но эти машины становятся лучше. У них другие клиенты, иные ожидания. Но почему бы «АвтоВАЗу» не быть успешным, почему бы ему не развиваться? У них все для этого есть, включая инженеров. Есть и другие сильные российские бренды, такие как «ГАЗ», «КамАЗ», — у них двигатель и коробка передач Mercedes.

Недавно меня спросили: почему в России не могут сделать свои автомобили, как у Mercedes, чего не хватает в России для этого?

Так вот, чтобы делать такие автомобили, как E-класс, нужны не только гениальные дизайнеры. Без них, конечно, не обойтись, и такие в России есть. Нужны еще и инженеры, и они у вас тоже есть — вы первыми отправили человека в космос! Но вот чего вам не хватает, так это системы. Нужна огромная система инженеров, инфраструктура для испытаний. За все время у нас было собрано 10 генераций автомобилей E-класса. На последнее поколение у нас ушло 48 месяцев круглосуточной работы 1,2 тыс. инженеров на четырех континентах. Было создано 1,2 тыс. прототипов и пройдено 12 млн тестовых километров. Следующий шаг — это поставщики, которых в России почти нет. В общем, все это гигантская машина, над созданием которой нужно работать годы.

— Заметили ли вы какие-то новые тренды в распределении спроса от одних моделей к другим?

— Могу сказать, что жизненный цикл автомобиля становится все короче и короче. Вы запускаете новинку, продажи взлетают. Но этот период очень короткий. Так что люди постоянно ищут чего-то нового. Проходит год-два и все. И второй тренд, который до сих пор актуален в России, — спрос на SUV и кроссоверы.

— Большинство автомобилей модельного ряда очень похожи друг на друга, и порой даже профессионалы не могут запомнить отличия всех версий и их названий. Не кажется ли вам, что модельный ряд слишком велик?

— Я напомню, что успех Mercedes за последние 4–5 лет, когда мы удвоили продажи в мире, во многом был обеспечен именно тем, что мы расширили портфолио. У нас стали появляться автомобили компакт-класса, A-, B-, CLA-, GLA-классы. Все это продается и в России.

Так, во всем мире думают, что тут мы продаем только GLA, Maybach и S-класс.

Да, это страна для больших машин. Но 20–25% здесь приходится на компактный сегмент. Не будь у нас в портфолио этих автомобилей, мы потеряли бы эти 20–25%. Конечно, есть критика — нас спрашивают, нужно ли еще больше автомобилей. Но мировой тренд — это нишевые продукты. Показателен тут GLС Coupe — это ведь, по сути, тот же GLС, в котором меньше места. Но люди его ждут. Особенно женщины. И машина мне очень нравится. Были времена, когда классы у нас очень отличались: Е-класс, C-класс, S-класс — все были очень разные. Все, кто хотел больше отличий, были счастливы, но вот мы были не очень успешны. Новая философия повысила наши продажи в два раза. Поэтому нельзя говорить, что это неправильная стратегия. Нравится нам это или нет, но это работает. Наш главный дизайнер готов бесконечно говорить нам, что у автомобиля должна быть четкая идентификация. Так, если едет Mercedes, вы сразу должны понимать, что это он. И что забавно,

если вы за рулем, вы без проблем, с закрытыми глазами сможете определить, что это — С-класс, E-класс, S-класс.

Конечно, мы хотим, чтобы наши автомобили отличались, и мы, в частности, сделаем это при помощи оптики и фар дневного света — сейчас это очень важно. Так, у C-класса на них будет одна линия, у E-класса — две, у нового S-класса в следующем году — три… То есть вы сразу узнаете их по фарам дневного света, они работают всегда.

— То есть скоро на улицах появятся люди, которые будут считать: один, два, три…

— Для 90% людей это не играет роли. Но есть люди, которые покупают эти автомобили, — они знают о Mercedes все!

— И заключительный вопрос о непрекращающихся разговорах о планах Mercedes-Benz построить завод в России. Как мы понимаем, переговоры еще идут и конкретного решения по выбору площадки не принято?

— Да, это не секрет, что мы ведем с российским правительством продолжительные переговоры по проекту и обсуждаем рамочные условия договора. И у нас до сих пор очень много вопросов. Cрок проставления правительства о промышленной сборке №166 истекает в 2018–2019 годах. Сейчас чиновники разрабатывают так называемые специальные инвестиционные контракты, которые заработают только в 2019 году. Но чтобы нам открыть завод к тому времени, строить надо начинать уже сейчас. И в этом проблема. Правительству надо определиться с новым режимом и условиями для автопроизводителей. Сейчас ведется конструктивная, профессиональная, но сложная дискуссия. Это стратегический для нас вопрос — где, с какими партнерами, какие автомобили производить. Я надеюсь, что скоро мы придем с решением к правительству и этот проект «полетит».

Новости и материалы
Иностранец вынес из квартиры, где делал ремонт, украшения, бутылку виски и тонометр
В Красноярском крае девушка погибла в загоне для свиней
Российским водителям посоветовали греться от костров
Малышева сообщила о госпитализации матери
В США считают, что Трампу будет сложно закончить конфликт на Украине
Жители российского региона приняли странные огни в небе за «Орешник»
Вероятный кандидат на пост посла в США покинул Госдуму
Певец Иракли завел роман с дизайнером
Над Белгородской областью сбили беспилотник
Рак желчного пузыря все чаще поражает молодых, выяснили ученые
На видео попало, как вагоновожатый усмирил буйного пассажира тремя хуками
Сати Казанова рассказала, как восстанавливается после родов с помощью старинного метода
Расходы на БАМ решили снизить в пять раз
Замглавы НИИ МГТУ имени Баумана приговорили к 8,5 года колонии
42-летняя звезда «Ворониных» снялась в бюстгальтере
Гарик Харламов получил 151 штраф за нарушения ПДД
В Ростовской области нашли тело шестимесячного младенца и его покалеченного брата-близнеца
Пригожин раскрыл многомиллионные расходы на Валерию
Все новости