С 15 августа 2015 года специальная желтая разметка нанесена на пересечении Велозаводской и Автозаводской улиц, где движение в сторону области бывает затруднено, а водители не могут совершить левый поворот. Аналогичная разметка нанесена на соседнем пересечении улиц Велозаводской и Ленинская Слобода, а также на пересечении улиц Башиловской и 2-й Квесисской. Эти перекрестки выбирались совместно с ГИБДД исходя из аварийности и количества нарушений. Такая разметка нужна для того, чтобы водители четко понимали: если они застрянут на желтом участке после того, как загорится красный сигнал светофора, их ждет штраф. Ведь на пересечении проезжих частей с такой разметкой ведется автоматический контроль нарушений.
Всего фиксируется три вида нарушений. Это проезд на красный свет, выезд за стоп-линию, а также поворот не из того ряда.
Таким образом, наличие «вафли» вынуждает водителей задуматься, рассчитать скорость потока и при необходимости переждать цикл работы светофора, чтобы не перекрыть движение перпендикулярному потоку.
В ПДД давно существует штраф за нарушение правила проезда перекрестка. Так, согласно п. 1 ст. 12.13 КоАП, выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, наказывается штрафом в 1 тыс. руб.
Но на деле водителей за такое правонарушение практически никогда не наказывали, хотя в крупных городах оно становится одной из основных причин образования пробок — без камер фото- и видеофиксации отследить его было практически невозможно.
Пилотный проект был разработан экспертным центром Probok.Net и запущен по поручению первого вице-премьера России Игоря Шувалова, возглавляющего правительственную комиссию по вопросам безопасности дорожного движения. Однако инициатива пока остается в статусе эксперимента и список участвующих в нем участков не меняется.
Дело в том, что формально для официального введения такой инициативы необходимо одобрение правительства России и закрепление «вафельной» разметки в КоАП и ПДД. Однако московские власти оформили эту идею в виде эксперимента и, по сути, могут продолжать его сколько угодно. Этому же способствует то, что город взял администрирование части штрафов на себя.
С другой стороны, как говорят источники «Газеты.Ru» в правительстве РФ, для присвоения эксперименту официального статуса необходимо одобрение его итогов со стороны столичной ГИБДД, которая этой инициативой не интересуется.
Чиновники объясняют это тем, что оформление нарушений на перекрестках не будет входить в компетенцию ведомства.
В целом, как отмечают источники «Газеты.Ru» в правительстве, в Госавтоинспекции на подобные эксперименты реагируют довольно консервативно.
На соответствующий запрос «Газеты.Ru» относительно «вафель» в столичной Госавтоинспекции оперативно ответить не смогли.
В свою очередь в московском дептрансе готовы рекомендовать «вафлю» и другим регионам, отмечая положительную динамику в фиксации всех трех видов нарушений.
«Нарушений, когда водители поворачивают не из того ряда и тем самым создают помехи и риски для возникновения ДТП, все еще достаточно много — более тысячи – нескольких тысяч нарушений в месяц», — сообщили «Газете.Ru» в департаменте транспорта Москвы.
«Это весомая цифра, которая говорит о том, что мы должны работать над тем, чтобы снизить количество подобных нарушений. Если это удастся, то мы сможем снизить аварийность на перекрестках, повысить безопасность пешеходов, а также сократить заторы на конкретных участках. Это важный опыт, который будет полезен во всех городах».
Эксперимент расширяется
Между тем лидер движения Probok.net Александр Шумский рассказал «Газете.Ru», что Москва все-таки расширяет поле эксперимента. По его словам, «вафли» появились еще на нескольких перекрестках, например на перекрестке Моховой и Воздвиженки. «Официально они в эксперимент не входят, но разметка оповещает водителей, что там ведется контроль нарушений такого рода ПДД, — сказал Шумский. — В целом разметка работает очень хорошо и люди к ней привыкли.
К сожалению, ГИБДД действительно затягивает с подведением итогов эксперимента.
Конечно, сначала многие не понимали, для чего нужна эта «вафля» и за что их штрафуют. А штрафовали их за нарушения, которые давно известны и прописаны в ПДД. А мы не ввели никакого нового правила, а ввели разметку, которая предупреждает и помогает водителю».
Как заявил Шумский, он готов рекомендовать внедрение подобных проектов в крупных городах и мегаполисах. «Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, да и в целом в любом городе найдется такой проблемный перекресток, где случаются заторы из-за подобных нарушений. Их можно было бы решить таким способом — разметкой и камерами фиксации нарушений».
По словам эксперта, никаких особенных разрешений, чтобы организовать собственный эксперимент регионам, для этого не потребуется.