Разметку желтого цвета, напоминающую по виду вафлю, на перекрестках в Москве нанесут к 1 августа. С этого же дня водителей начнут штрафовать на 1 тыс. руб. за невыполнение ее требования: после включения красного сигнала светофора автомобилей на «вафле» быть не должно.
Действующая редакция ПДД (п. 13.2) запрещает выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении. В КоАП РФ (п. 1 ст. 12.13) прописан штраф за нарушение этого пункта — 1 тыс. руб. Но на деле водителей за такое правонарушение практически никогда не наказывают, хотя в крупных городах оно становится одной из причин образования пробок.
Теперь же нарушение правил проезда будет фиксироваться камерой в автоматическом режиме. Комплексы фото- и видеофиксации будут следить за дорожной обстановкой в круглосуточном режиме. Новая же разметка нужна, по сути, для предупреждения водителей о том, что на пересечении проезжих частей ведется автоматический контроль нарушений.
В пилотный проект были включены только три перекрестка в Москве, которые были отобраны экспертами.
Так, «вафельную» разметку нанесут на пересечении Велозаводской и Автозаводской улиц, где движение в сторону области бывает затруднено, а водители не могут совершить левый поворот. Аналогичную проблему призвана решить новая разметка и на соседнем пересечении улиц Велозаводской и Ленинская Слобода. Кроме того, экспериментальную разметку нанесут на пересечении улиц Башиловской и 2-й Квесисской.
Помимо самой «вафельной» разметки предупреждать водителей о фиксации нарушения ПДД на перекрестке будут информационные щиты. Для пилотного проекта подготовили три разных варианта таких табличек – по одному виду для каждого перекрестка.
Автовладельцев, попавших в ДТП на перекресте или остановившихся там из-за поломки машины, обещают не штрафовать: программное обеспечение комплекса фиксации нарушений будет настроено соответствующим образом.
Руководитель ГКУ «Центр организации дорожного движения» Вадим Юрьев заявил, что эффективность новой разметки будет определяться по показателям аварийности на перекрестках, включенных в эксперимент, а также количеством выписанных штрафов. Кроме того, по словам Юрьева, в ходе пилотного проекта специалисты изучат качество восприятия водителями нового типа разметки.
Пилотный проект был разработан экспертным центром Probok.Net и запущен по поручению первого вице-премьера России Игоря Шувалова, возглавляющего комиссию по вопросам безопасности дорожного движения.
В секретариате Шувалова уверены, что благодаря новой разметке количество заторов на перекрестках в крупных городах значительно снизится. Как рассказал «Газете.Ru» представитель первого вице-премьера, если эксперимент окажется удачным, то такую разметку закрепят в ПДД. «Мы надеемся на успех эксперимента, — отметил собеседник. —
Эта разметка позволит свободнее проезжать перекрестки, даже если одна из улиц стоит в пробке. Конечно, проблему пробок «вафельная» разметка стопроцентно не решит, но поможет разгрузить проблемные перекрестки.
Со временем такой инструмент сможет оказывать на водителей профилактическое воздействие, и они не будут выезжать на перекресток, где образовался затор, даже в том случае, если «вафельной» разметки там нет».
Координатор проекта «Пробковорот», анализирующего дорожную ситуацию в Москве, Виктор Осипков не разделяет мнение, что новая разметка и ужесточение контроля за соблюдением соответствующего пункта ПДД смогут разгрузить перекрестки. «Наоборот, если водители начнут следовать этому пункту ПДД, под страхом быть оштрафованными на тысячу рублей, перед перекрестками с «вафельной» разметкой движение встанет, — рассказал «Газете.Ru» Осипков. —
Фактически от водителя требуется либо предсказывать будущее, либо останавливаться перед стоп-линией и ждать, когда впереди идущая машина проедет через перекресток.
Представьте, что будет, если так себя будут вести водители, которые пересекают, например, широкое Садовое кольцо. Навскидку, пропускная способность за одну фазу светофора сократится в таком месте раз в пять».
Кроме того, эксперт считает, что погрешности в работе автоматических камер могут привести к большому количеству ошибочных штрафов. «Камеры работают с погрешностью, но все сомнения в их точности трактуются при оспаривании штрафов не в пользу нарушителя. Кроме того, у нас до сих пор не утверждены ГОСТы по автоматическим камерам. Конечно, водителям будут приходить ошибочные штрафы, оспорить которые будет сложно», — считает Осипков.
При этом собеседник предполагает, что столичные водители вряд ли будут соблюдать это требование ПДД.
«В результате проезд через такие перекрестки примет форму лотереи: повезло проскочить – хорошо, не повезло – платишь штраф», — заключил эксперт.