Как рассказал «Газете.Ru» глава профсоюза сотрудников полиции Москвы Михаил Пашкин, проверки ОГИБДД УВД по САО проводили представители сразу нескольких подразделений.
«По нашим данным, в проверке участвовал не только отдел собственной безопасности (ОСБ), но и инспекция по личному составу столичного главка, куда мы сообщили об этом, — говорит Пашкин. — Опрашивали сотрудников, проводили анкетирование. Кроме того, мы направили обращение министру МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой взять на контроль ситуацию с проверками в окружном отделе ГИБДД».
По его словам, от сотрудников ДПС в профсоюз поступали жалобы на систематическое непривлечение к ответственности водителей, управлявших автомобилем в нетрезвом виде или отказавшихся от прохождения медосвидетельствования.
«На водителей составлялись протоколы, которые потом исчезали, так и не доходя до суда. Нам известно о двух таких эпизодах, но ОСБ, независимо от нас, выявил еще один случай, — поясняет глава профсоюза. — Кроме того, оперативники якобы выявили исчезновение нескольких сотен протоколов строгой отчетности, относящихся к «спецпродукции»: они были выданы батальону, якобы не использовались, но и в наличии их не оказалось».
Один из оказавшихся в распоряжении профсоюза протоколов, ставших поводом для обращения в главк (копии документов есть в распоряжении «Газеты.Ru»), был составлен 1 марта 2015 года на москвича 1985 года рождения, который управлял Kia Ceed и после остановки сотрудником ГИБДД отказался проходить по его требованию освидетельствование на состояние опьянения. В протоколе указано, что нарушитель должен был 18 марта явиться в судебный участок мирового судьи №337 для разбирательства. Однако, согласно компьютерной базе данных суда, материалы туда так и не поступили.
Еще один административный материал, копия которого оказалась в распоряжении редакции, был составлен на водителя BMW в мае 2016 года. Медосвидетельствование показало, что водитель находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Эти материалы также отсутствуют в базе данных судебного участка мирового судьи №66, куда их предполагалось отправить.
«Я не думаю, что это произошло бескорыстно, — говорит Пашкин. — Полагаю, что сейчас такая услуга может стоить от 100 тыс. руб. И виноваты в этом, скорее всего, не те сотрудники, что составили эти протоколы, а кое-кто повыше».
Другой собеседник «Газеты.Ru» в ГИБДД рассказывает, что протоколы, в том числе составленные на нетрезвых водителей, теоретически можно не регистрировать в дежурной части после составления, как это положено по инструкции. «Например, сотрудники могут ждать какое-то время, пока нарушитель протрезвеет и найдет знакомых, которые выйдут на гаишников из административного отдела, занимающегося пьяными водителями. Если человек на связь не выходит, то только тогда материалы регистрируют и направляют в суд, — говорит он. —
Доказать в этом случае факты коррупции довольно сложно. Выписанные протоколы могут просто уничтожаться, например пропускаться через шредер, вместо направления материалов в суд.
При этом отследить недостающие бланки, даже с учетом того, что все они пронумерованы, — долгий и сложный процесс, потому что в реестр использованной спецпродукции номера таких протоколов, понятное дело, вносить не будут. То есть фактически надо жить в этих реестрах, чтобы получилось отследить пропажу».
Мигранты на страже статистики
«С одной стороны, есть случаи пропажи протоколов на пьяных водителей, с другой, по нашим данным, от сотрудников требуют выполнения плана по количеству привлеченных к ответственности нетрезвых автомобилистов, и в результате инспекторам приходится «обрабатывать» приезжих водителей из Средней Азии, пользуясь их незнанием российского законодательства, — говорит Пашкин. — Такому водителю, который не знает наших законов, инспекторы говорят: «Поехали к врачу продуваться». Водитель отказывается, ссылаясь, например, на то, что устал или должен довезти груз.
Тогда инспекторы говорят: «Хороший ты парень, машину забирать у тебя не будем, ты просто распишись в протоколе и поезжай». Человек подписывает, не читая и не понимая, под чем он ставит подпись. Через месяц суд лишает его прав, а он и не знает об этом. По такой схеме, судя по всему, за пьянку привлекают сотни «нарушителей».
Пашкин предоставил «Газете.Ru» около полутора десятков схожих решений по административным делам в отношении приезжих из Средней Азии по лишению их прав за пьяное вождение или отказ от медосвидетельствования.
«По данным, которые поступают в профсоюз, в одном округе Москвы за сутки могут составляться до пяти таких протоколов. Избавиться от этого можно элементарно. Провести сверку всех материалов, находящихся в судах, куда не явились лишенные прав граждане, с данными системы «Поток», посмотреть, отстранялся ли водитель от управления или поехал дальше «в состоянии опьянения». Можно также проверить приборы системы ГЛОНАСС, установленные в машинах ГИБДД, чтобы понять, находился ли инспектор в указанное в протоколе время в том месте, где якобы был остановлен водитель, или подписывал протокол задним числом, сидя в кабинете», — отмечает Пашкин.
При этом он не уверен, что руководство столичного МВД пойдет на такой шаг.
Реакция столичной полиции
В пресс-службе УВД САО Москвы «Газете.Ru» заявили, что проверки в окружной ГИБДД действительно проводились, однако фактов коррупции выявлено не было. «Результат отрицательный», — отметила пресс-секретарь окружного УВД Ясмина Шафигуллина, пообещав позже прислать официальный ответ.
Мнение эксперта
Замглавы общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин уверен, что факты коррупции в рядах ГИБДД при желании можно выявить во всех округах Москвы.
«Я не удивлюсь, если у ОСБ и инспекции по личному составу есть компроматы на руководителей всех окружных батальонов ГИБДД. Но проводить проверки они начинают в основном тогда, когда надо создать видимость работы либо когда надо показать, что какой-то начальник плохой и его пора менять», — говорит Травин «Газете.Ru».
Что ждет «честных гаишников»
Похожий скандал в этом году разгорелся в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ). Сотрудник ДПС Андрей Ласкин, вскоре прозванный «самым честным гаишником», выложил записи видеорегистратора своего служебного автомобиля, на которых запечатлен процесс медосвидетельствования двух водителей. Один из них оказался действующим полицейским. У стража порядка гаишники выявили степень опьянения, а врач местного аэропорта, с трудом выбравшийся из-за руля, в итоге отказался от медосвидетельствования. Несмотря на составление протоколов, оба водителя в итоге так и не были лишены прав — их административные дела просто не дошли до суда.
Помимо видео, Ласкин обратился к руководству страны, обвинив собственное руководство в укрывательстве фактов нарушений.
Несмотря на то что проверка подтвердила изложенные инспектором факты, лишать прав нарушителей так никто и не стал, а сам Ласкин был уволен из МВД за то, что выложил служебные видеозаписи в интернет. Сейчас он безуспешно пытается восстановиться на работе через суд. Несмотря на то что он назвал конкретные фамилии среди своих начальников, которые, по его мнению, позволили нарушителям незаконно сохранить водительские права, следствие расследует уголовное дело в отношении «неустановленных лиц».