В Ханты-Мансийском округе поставлена промежуточная точка в нашумевшей истории инспектора ГИБДД Андрея Ласкина. Публично рассказав о неприглядных фактах в работе местной госавтоинспекции, полицейский в итоге лишился работы. Такое решение было принято, несмотря на то что сведения Ласкина подтвердили как в МВД, так и в прокуратуре, а местный СК даже возбудил уголовное дело в отношении «неустановленных лиц» по статье «Халатность».
Ласкина, которого СМИ почти сразу окрестили «самым честным гаишником», формально уволили согласно ст. 82 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» за нарушение конституционных прав граждан, раскрытие персональных данных фигурантов видеороликов, несанкционированное копирование служебных видеозаписей административных материалов.
Напомним, что скандал с рядом инспекторов ГИБДД из Нижневартовска разгорелся в начале июня, после того как он на своей страничке в «Одноклассниках» выложил несколько видеозаписей, сделанных видеорегистратором его служебной машины.
На видео инспекторы ДПС «продувают» в служебной машине двух остановленных на дороге водителей, заподозренных в пьяном вождении. Речь идет о сотруднике отдела правового обеспечения УМВД по Нижневартовску Артуре Шарапове и враче местного аэропорта Сергее Бухарове, который отвечает за допуск пилотов к рейсам.
На видеозаписи с полицейским, сделанной в мае 2015 года, напарник Ласкина после оформления всех необходимых документов на камеру предлагает пройти Шарапову медосвидетельствование. Тот соглашается, и алкотестер показывает у стража порядка 0,633 мг этилового спорта на литр выдыхаемого воздуха, что в четыре раза превышает допустимую погрешность алкотестера, установленную на уровне 0,16 мг/л.
В свою очередь Сергей Бухаров, задержанный в ночь на 18 июля того же года, долгое время пытался уговорить инспекторов его отпустить, перебрав самые разные аргументы. На запись попал и момент остановки сотрудник аэропорта, который смог пройти несколько шагов от своей машины до служебного автомобиля не без труда: признаки сильного опьянения были налицо.
В конце концов на обоих нарушителей были составлены протоколы — им грозило лишение прав. Но чудесным образом оба избежали наказания: по словам Ласкина, его командир просто не внес их в базу, скрыв эти материалы.
Уже в этом году, узнав о ситуации, инспектор написал обращение Владимиру Путину и генпрокурору Чайке, но жалобы «спустили» в региональные структуры, которые и занялись проверкой ситуации. Итог оказался для Ласкина неутешительным — он лишился работы.
Примечательно, что сам факт наличия алкоголя в крови Бухарова и Шарапова не отрицают в МВД и подтверждают в прокуратуре. Но сделать с ними силовики ничего не смогли.
Версия МВД
В пресс-службе УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу (ХМАО) «Газете.Ru» официально подтвердили увольнение Ласкина по итогам служебной проверки.
«Он уволен за поступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел», — отметила представитель ведомства Ольга Абмайкина.
По ее словам, Ласкин копировал служебные материалы и хранил их у себя, для чего именно — непонятно. Кроме того, инспектор вообще не доносил до руководства административные протоколы и видеозаписи. «Почему-то заявить о каких-то правонарушениях он решился только через год», — отметили в МВД.
Абмайкина уточнила, что по итогам проверки двое руководителей уволенного полицейского получили строгий выговор, еще двух дисциплинарно накажут после того, как они вернутся из отпуска.
«Что касается сотрудника полиции Артура Шарапова, которого они освидетельствовали на камеру, то, кроме записи видеорегистратора, нет никаких других доказательств его вины. Нет даже точных данных, что именно он находился за рулем: запись начинается уже в полицейской машине. Учитывая, что с момента инцидента прошел уже год, привлечь его к ответственности не представляется возможным», — пояснила Абмайкина.
Реакция прокуратуры
После того как Ласкин отправил обращение генпрокурору РФ Юрию Чайке, его делом занимались и в окружной прокуратуре, куда его жалобу спустили сверху.
«Обращение в доводах Ласкина частично подтвердилось», — рассказала «Газете.Ru» официальный представитель региональной прокуратуры Инга Снаткина.
Проверка показала, что, рассказывая о ненаправлении административных материалов в суд начальством на ряд нарушителей, Ласкин говорил правду. «Эти факты подтвердились, — отметила она. — Материалы по выявленным нарушениям были переданы в Следственный комитет, где было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Сейчас оно расследуется».
Что касается упомянутых инспектором давления со стороны начальства, принуждения к работе на собственных машинах и других фактов, то их в прокуратуре не подтвердили.
«Мы в курсе, что его недавно уволили. При обращении в суд с иском о незаконности такого решения в рамках рассмотрения гражданского дела будет дана оценка законности увольнения. Какой-то конкретной позиции на этот счет пока нет, сперва нужно дождаться самого разбирательства»,
— отметила Снаткина.
Версия Андрея Ласкина
В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» уже уволенный со службы Андрей Ласкин не мог сдержать эмоций. Беседа состоялась сразу после очередного допроса в СК — по тому самому делу о халатности, которое возбудили против его руководителей после прокурорской проверки.
«Меня вся эта ситуация просто в тупик ставит. Почему полицейский, который в пьяном виде садится за руль, до сих пор работает, даже в отпуске сейчас, почему он не опорочил достоинство сотрудника правоохранительных органов, а я опорочил, — негодует он. — Мне сейчас понятно, что со мной поступили показательным образом, чтобы заткнуть рты недовольным, чтобы они вели себя послушно. Разочарование этой ситуацией у многих моих коллег, но у них кредиты, пенсии на носу, квартиры служебные — они просто боятся что-то говорить против начальства».
Как признается Ласкин, практику копирования служебных видеозаписей применял не только он, но и ряд его коллег. «Делалось это только для того, чтобы в случае каких-то конфликтных или спорных ситуаций с разными влиятельными нарушителями иметь какую-то страховку, как-то прикрыть себя, чтобы не сделали потом крайним.
У моих коллег тоже есть записи, и там люди посерьезнее Шарапова и Бухарова, ведь это далеко не единичные факты. Просто сейчас все в кубышки попрятали, людей просто запугали, и никто это не будет обнародовать», — говорит теперь уже бывший полицейский, проработавший в МВД 13 лет.
Пока инспектор готовится подавать иск в суд. «Сижу вот, читаю, думаю, как все это составить. Но веры в суд особо нет. Мне кажется, там у них все аффилировано, все-таки город маленький и шансов у меня немного», — говорит Ласкин.
Инспектор категорически не согласился с позицией окружного главка о том, что Ласкин целый год не сообщал о видеозаписях.
«Я как раз сегодня заострил внимание следователя, что обо всех этих фактах стало известно не из моих обращений к Путину и Чайке и не из видеозаписей. Еще в январе информация об этом в виде анонимки пришла в наш отдел собственной безопасности (ОСБ). Почему сотрудники ОСБ с тех пор это все укрывали, это уже вопрос к ним. Оживились все и начали проверять только после того, как все попало в СМИ, — говорит инспектор. — Кстати, и само дело возбуждено в отношении «неустановленных лиц» по легкой 293-й статье, хотя, на мой взгляд, тут налицо превышение должностных полномочий. Не удивлюсь, если в конце концов этих «неустановленных лиц» так и не найдут.
Он уверяет, что не имеет отношения к анонимке и не знает, кто ее прислал. Я вообще про всю ситуацию узнал только зимой, когда мне стало известно, что задержанные нами нарушители продолжают спокойно ездить за рулем. До этого я был на учебе в Екатеринбурге, а когда вернулся, увидел, что к чему».
«Самое забавное, что мое начальство на основании моих фактов привлекают к дисциплинарной ответственности, возбуждают уголовное дело, а мне ни служебных взысканий не делают, ни дел не заводят административных и уголовных, а просто увольняют. Ну если я такой плохой, то за что же их наказывают, если они ни в чем не виноваты?
— недоумевает Ласкин. — А в телевизоре нам продолжают постоянно говорить красивые слова про борьбу с коррупцией. Ну где здесь справедливость? Нам тут говорят про равенство всех перед законом, но получается, что все это пустые слова. С чем боролся, на то и напоролся».
Чем бывший инспектор займется в случае, если суд не восстановит его в должности, он пока не знает. «Пока даже не хочется про это и думать. Жизнь на этом не останавливается», — говорит Ласкин.
«Газета.Ru» будет следить за дальнейшей судьбой уволенного автоинспектора.