— Сергей, давайте начнем с прозвучавшего этим летом предложения Свергуновой. Что вы думаете по этому поводу?
— Просто очередной заботливый гражданин решил влезть в ту область, в которой он не является профессионалом. А что такое ряд? Они имеют в виду, что нужно запретить ездить мотоциклистам между машин? Если мы сейчас возьмем любую более или менее широкую дорогу, где одна полоса движения, то при плотном движении, естественно, там будет два ряда машин. И что тогда? Они все тогда нарушители, получается.
Если мотоциклист находится в одном ряду с машиной, то кто из них должен быть виновным в этом? Именно мотоциклист? А если это машина?
— Но дискуссия о междурядье была всегда. Значит проблема в принципе есть?
— Есть. Потому что полностью отсутствует какая-либо культура у людей. Не только вождения. Мне, например, никто не мешает. Если ты едешь по правилам, а не носишься, как укушенный бешеной саранчой, то у тебя все нормально.
Самая основная проблема аварийности — это высокие скорости. Не мотоциклисты в междурядье, не какие-нибудь там ремни безопасности.
Люди начинают носиться, и дальше все вытекающие отсюда последствия.
— Насколько ПДД помогают определить границы безопасного междурядья?
— В ПДД упоминается только «безопасный боковой интервал». Если при несоблюдении бокового интервала мотоциклистом произошло ДТП, то в таком случае виноват будет мотоциклист, который залез на полосу к автомобилю.
Среди мотоциклистов существует неписаное правило: не больше плюс 20 км/ч к потоку.
Тогда есть время на то, чтобы среагировать, сманеврировать, остановиться даже в конце концов. То есть, если поток полностью стоит, я не понимаю, какой смысл стоять мотоциклисту. Люди, которые садятся на мотоцикл, хотят избежать пробок. Они не хотят стоять на своей машине и усугублять эти пробки. Кстати, в Париже года три назад были попытки ужесточить правила движения мотоциклистов. В частности, заставить их обязательно носить кислотный жилет и алкотестер.
— Прямо с собой?
— С собой, да. После этого там прошли забастовки мотоциклистов. Они сказали так: ребята, если вы нас ограничиваете, мы пересядем на машины, и вы увидите, что город встанет. Так оно и было, и город встал.
— Но вы же не будете спорить, что российские мотоциклисты склонны к лихачеству? Те же «шашечки» — я лично предпочитаю в междурядье выезжать вообще только в стоячих пробках, но народ оттуда не вылезает.
— Абсолютно согласен. Я сам уже езжу около тридцати с лишним лет на мотоцикле. И последние шесть-семь лет, если поток идет с нормальной скоростью 40–60 км/ч, то совсем нет желания пытаться кого-то обогнать. Зачем? Мы сейчас в школе пытаемся доносить это людям.
Говорим: ребята, вы садитесь на мотоцикл, понимаете, вы не защищены железяками. Когда едете, вы постоянно должны думать: за себя и за остальных, смотреть постоянно по зеркалам, вокруг и вперед.
Если вы считаете, что при этом еще можете обгонять поток, причем не 20 плюс, как мы говорили, а, скажем, 50 плюс, то вы подвергаете в первую очередь опасности себя. И рассказываем заодно, какие типичные травмы бывают — перелом ключицы и так далее, самые простые. Тут универсального рецепта нет. Это все должно идти начиная с детского сада и с семьи. Когда людей воспитывают так, чтобы они понимали, что это опасно. И просто глупо.
— Вы много за рубежом путешествовали — насколько сильно там отличается культура вождения мотоциклов?
— Если брать Европу, контраст особенно заметен, когда возвращаешься в Россию. То есть там привыкаешь, что едешь как все. И главное, соблюдаешь скоростной режим. Сначала тебе хочется рвануть — быстрее проскочить. Потом ты постепенно втягиваешься и едешь, как все, 50 км/ч в населенном пункте, 90 км/ч — если у тебя дорога не имеет разделительной, и 120 км/ч — если у тебя это разделенное шоссе. Ты к этим скоростям привыкаешь. Въезжаешь ты на родину и понимаешь, что тебя начинают все обгонять. И ты опять через два-три дня втягиваешься в этот бешеный ритм.
Мы путешествовали и по Америке, и по Латинской Америке, и по Австралии, по Новой Зеландии. В целом в развитых странах люди не гоняют. То есть, конечно, там тоже есть любители. В Германию, на эти автобаны, люди приезжают из соседних стран, чтобы безопасно «дать» 250 км/ч. В той же Италии, особенно в южной части, где-нибудь на Сицилии, люди очень мало соблюдают правила.
Но «в среднем по больнице» культура другая. И нам бы тоже не мешало эту культуру поднимать, потому что запретами, как мы сами видим, чего-то добиться сложно.
— Если ты так серьезно относишься к скорости, то что думаешь о допустимом превышении?
— Мы любим ссылаться на западный опыт. Вот, допустим, в любом населенном пункте Швейцарии нельзя ехать более 50 км/ч. Превышение на 1 км/ч обойдется примерно в 40 местных франков. Это очень большие деньги. И там стоят машины патрульные с радарами. Мои швейцарские друзья показывали эти чеки, где превышение 1 км/ч. У нас же «плюс 20». А в населенном пункте 60 плюс 20 это уже 80.
Я считаю, что если уже где и наводить порядок в области дорожного движения, то нужно начинать со скоростного режима.
— А новое правило об опасном вождении поможет навести порядок на дороге? Технически мотоциклисты ведь под него подпадают. В принципе, если закон начнет работать, то он охватит и междурядье, и частую смену полосы, и все прочие радости.
— А что такое частая смена полосы? Еду я, допустим, 50 м и увидел, что справа более свободно, перестроился туда. Или мне нужно проехать 49 м, чтобы это было частая смена, а 51 м — это уже не частая смена? И кто это замеряет? Это как раз таки будет инспектором трактоваться в свою пользу. В итоге сначала инспекторам дадут план по протоколам. И будут они штрафовать всех подряд. А потом, когда план по протоколам уже будет на другое правонарушение, они будут просто собирать деньги. Мы прекрасно знаем, что такое, когда в законе нет четкой границы.
— Вы в курсе, кстати, как в самой ГИБДД относятся к междурядникам?
— У меня очень много знакомых сотрудников ДПС, которые работают именно на мотоциклах. Ни один из них не пожаловался, даже в личной беседе, на то, что, дескать, надоели эти мотоциклисты в междурядье. И даже ни один из сотрудников ГИБДД, которые ездят исключительно на автомобилях, тоже на это не жаловался. Жалуются на скорость. Жалуются на то, что люди с прямоточными глушителями нарушают тишину по ночам, это тоже отдельная тема.
— Про погони. До сих пор встречаются рассказы, что, дескать, у мотобата негласная инструкция не гоняться за мотоциклистами, особенно если те едут без шлема.
— Была такая байка много лет назад. Прям там, инспектор увидел, что он снял шлем, и сказал: а, езжай, так уж и быть, не буду я тебя догонять. Если с мотоциклистом что-то случится, то инспектор подъедет, пнет его и уедет. Естественно, могут погнаться. Никто не будет потом оправдываться за то, что мотоциклист где-то разбился. Будут гоняться, невзирая ни на что.
— Поправьте меня, если ошибаюсь, но такое ощущение, что еще несколько лет назад люди проще относились к езде без прав, без номеров и без шлемов.
— Очень-очень медленно, но постепенно растет понимание. Народ становится все более грамотный. Это радует. Это правда, все меньше водителей без прав и без шлемов. Практически не увидишь мотоциклистов без номеров. Раньше чуть ли не каждый второй.
У меня буквально недавно один товарищ получил права наконец-таки и говорит: теперь можно 5 тыс. из паспорта убрать. Но это, правда, не Москва, а ближайшее Подмосковье. Там, возможно, немного попроще.
— А насколько успешно, на ваш взгляд, мотосообщество вписывается сейчас в среду автомобилистов?
— Чтобы успешно вписаться, нужно, во-первых, научиться себя не противопоставлять другим. Как это делает, скажем, сообщество «Мото-Москва» с лозунгом «Этот город наш». Этот город всех. И ваш, и наш, и автомобилистов, и пешеходов, и велосипедистов. Лишь в этом случае ты начинаешь мирно сосуществовать с соседями. Если ты начинаешь говорить, что мы высшая раса и нам плевать на всех, то тогда начинаются агрессия и конфликты.
— Просто обычно автомобилистов именно это больше всего и раздражает. Жалуются ведь чаще не по существу — он меня поцарапал, он в меня въехал, — а на этические моменты. Вызывающе себя ведут, взревывают двигателем у окна и так далее.
— Мотоциклистам нужно просто-напросто пытаться не считать себя высшей расой, которой все должны. Просто понимать этих людей, которые стоят в пробке. И если там тебя кто-то не пропускает, так ведь он мог сделать это неспециально. Да, он мог тебя не заметить. Да, он мог ковыряться в телефоне. Но если тебя это бесит, то успокойся, пожалуйста, дождись момента и объедь его. Потому что иначе ты начинаешь усугублять эту агрессию. И потом начинают морды друг другу бить.
Я стараюсь не вступать во все эти кланы мотоциклистов, которые сбиваются в стайки. Потому что у них где-то, видимо, есть подсознательный защитный рефлекс, что их все хотят обидеть, поэтому давайте соберемся кучей и тогда будет нестрашно.
— Я помню, еще не так давно была история, когда звонили из московской районной полиции и просили не акцентировать национальность водителя, который сбил мотоциклиста, потому что иначе к ним приедет толпа «мотобратьев» под окна и потом всем достанется. Насколько сейчас такая поддержка практикуется?
— Да, есть такое. Но в меньшей мере, чем это было, допустим, те же два года назад, когда «Мотоситизен» (сообщество, которое отслеживало все ДТП с мотоциклистами. — «Газета.Ru») задавал тон. Вот эта служба оповещения. «Ребята, случилось ДТП, нашего подбили, нужна подмога, пятеро кавказцев» и так далее. Может, помните, был случай, когда там на Третьем кольце какой-то мотоциклист заступился за девушку, там с ножами с дагестанцами махались.
— Вы скептически к этому относитесь? Потому что сами мотоциклисты гордятся тем, что друг за дружку «впрягаются».
— Дурость, детские игры. Что значит «впрягаемся»? У нас что здесь, суд Линча? Приехать, набить морду, перегородить дорогу? Я не вижу после этого боящихся автомобилистов. Наоборот, это точно так же вызывает ответное раздражение. Потому что автомобилисты от мотоциклистов, если их раздеть и вытащить из машины, ничем не отличаются. Ничем. Они точно такие же наглые и трусливые.
Мотоциклисты, не забывайте, что автомобилисты, видя такие ситуации, будут мстительно вас не пропускать или еще что похуже. Они тоже люди, они не с Марса прилетели. Они точно так же подвержены комплексам, страхам и так далее.
Поэтому я считаю, что все эти «движухи» показывают слабость людей. Их не боятся от этого, их просто перестают уважать и на них плюют. И при случае их пнут в спину. И правильно сделают.
— А что касается деятельности клубов вроде «Ночных волков»? В мотосообществе жаловались на то, что они дискредитируют всех мотоциклистов.
— Мне как бы все равно, чем они там играются. Как у нас говорили на корабле: чем бы моряк ни тешился, лишь бы не вешался. Лишь бы их деятельность не отражалась на мне и на моих друзьях.
— Но она отразилась? Вы ощутили?
— Конечно.
— А как?
— А вот у меня на майские праздники люди едут, допустим, в Европу. И некоторых тупо не пускают. Устраивают досмотры и заворачивают по формальным поводам.
Потому что в это же время товарищи из «Ночных волков» едут троллить поляков со своими имперскими идеями: «деды воевали». Вот жутко сомневаюсь, что у них в голове то же самое.
Если люди едут троллить кого-то, то это явно не патриотизм. Это создание скандальных информационных поводов, не более того. Я уже не говорю о том, что думают другие люди про мотоциклистов. Думая о них, они представляют «Ночных волков».
— Еще одна важнейшая тема — новый регламент сдачи на категорию «А».
— Да, там вообще предыстория интересная. Россия же участник всяких международных конвенций. У нас две: Венская и Женевская. Несколько лет назад, если помните, поступило очередное требование Венской конвенции: чтобы мы привели в порядок свои национальные водительские удостоверения. Тогда их начали менять на розовые карточки.
— Да, помню эту историю.
— Но помимо розовых прав были еще условия. Розовые права должны быть с подкатегориями. А если вводятся подкатегории, то должен быть регламент приема экзаменов. И вот там появились подкатегории: «А», «А1», «B», «B1» и так далее. Но было непонятно, что делать дальше.
В итоге наверху придумали. Два года назад нам позвонили из ГИБДД и сказали: во вторник у нас экзамен, мы теперь не сдаем на мотоциклах ниже 125 кубических сантиметров, потому что они теперь категория «А1». Слава богу, у нас в этот момент были мотоциклы 200-кубовые. Мы срочно сообщили всем своим ученикам: ребята, мы экзамен сдаем теперь не на «Ёбриках» (Yamaha YBR 125, один из самых популярных учебных мотоциклов. — «Газета.Ru»).
Потом был сделан следующий шаг. Ввели новый административный регламент. Где-то в недрах Министерства образования кто-то взял и скопировал испанский регламент сдачи на категорию «А», который, кстати, считается достаточно легким. Тот же французский регламент намного сложнее. И у нас этот испанский документ скопировали с точностью до буквы.
Я могу это утверждать, потому что у меня занимался мальчик из Испании года три назад, русскоговорящий, но он собирался сдавать на права в Испании.
И он мне принес все эти листки с упражнениями, и мы их выставляли на площадке, чтобы он мог их отрабатывать. Потом уехал, и листки остались в машине. И потом, спустя там год или два, я смотрю на опубликованный регламент. Он сначала был опубликован в таком полусекретном виде, на сайте директоров автошкол «Автотрибуна». И его разослали в подразделения Госавтоинспекции для отработки. Я на него смотрю и думаю: где-то я это видел. Достаю испанский регламент и понимаю, что вот просто латинские буквы заменены на кириллицу, а так все один в один.
— Что в нем нужно делать?
— Там нужно очень хорошо разогнаться, проехать «змейку» и габаритные ворота. То есть это элементы скоростного маневрирования, которые мы уже лет 15 сдаем, потому что реально понимаем, что это главные вещи для безопасности. Они появились в новом регламенте. Но потом упражнение сократили по дистанции с 180 до 160 м, а время выполнения увеличили с 25 до 35 секунд. Поэтому когда мы его поставили в новой интерпретации, то поняли, что, в общем-то, ничего не поменялось.
Можно точно так же, ковыряясь в носу, проехать его на второй передаче, останавливаясь по пути, и времени будет достаточно.
Но в августе было совещание в ГИБДД с директорами автошкол. Нам там сказали, каким образом будет считаться время. То есть они, наверное, поняли, что погорячились с этими 35 секундами. И что это будет слишком легко. Экзаменуемый подъезжает к стоп-линии, ловит нейтраль, показывает, что он в нейтрали. После этого инспектор говорит: «На старт, внимание, марш» — и включает секундомер. Испытуемый поехал. Проехал все упражнение, остановился, поймал нейтраль, показал ее, потом опять включил первую передачу и выехал из упражнения. И вот только тогда выключается секундомер.