О своем плане работы в компании и приоритетных задачах, которые поставлены перед предприятием, Николя Мор рассказал во вторник в рамках Московского международного автомобильного форума.
Новое руководство дает ясно понять —
в фокусе курс на восстановление позиций «АвтоВАЗа», запуск новых моделей и, как следствие, выход на безубыточную работу в 2018 году.
При этом прогноз на 2017 год у Мора не слишком оптимистичный — по его оценкам, всего в России будет продано 1,3 млн автомобилей. Впрочем, примерно на такие же показатели ориентируются и в Минпромторге.
Как сообщил Мор, всего в 2016 году на «АвтоВАЗе» планируют произвести немногим более 420 тыс. автомобилей. Эти цифры включают сборку автомобилей в Казахстане, а также порядка 19 тыс. автомобилей, которые «АвтоВАЗ» соберет для Renault и Nissan.
Таким образом, автомобилей под брендом Lada в 2016 году будет собрано около 300 тыс. единиц.
Кроме того, в этом году компания планирует удержать за собой 20% рыночной доли в сегменте легковых автомобилей. Как уточнил французский управленец, в задачи на 2016 год, которые уже частично выполнены, входит, в частности, формирование команды управленцев, работа над качеством, финансовое оздоровление компании, в которое входит усиление внутреннего аудита. Как уточнил Мор, в рамках такой большой компании, как «АвтоВАЗ», легко утратить контроль над процессами, если не уделять этому достаточно времени.
Притормозить экспорт и снизить расходы на поставщиков
Перезапуск такого направления, как экспорт, также стоит в планах «АвтоВАЗа» на текущий год.
Как признался Мор, пока окончательной стратегии экспорта не сформировано – сейчас главное для компании отладить поставки в страны СНГ, а уже потом основательно браться за другие направления.
Так, всего обсуждается около 30 стран для отправки туда моделей Lada. В частности, это государства Ближнего Востока, а также Африка, где продукция российского автопрома имеет определенные шансы на потребительский успех.
«У «АвтоВАЗа» были большие амбиции относительно экспорта, но пока они не осуществились, — признал Мор. — Из-за проблем с Украиной поставки туда прекратились, в Казахстане же развивается локальное производство. С выходом в Европу еще сложнее — там выше технические требования — автомобили с моторами, которые работают на топливе не ниже уровня «евро-6», а еще логистика, омологация. Есть таможенные и нетаможенные барьеры. Также надо готовиться к маркетинговым расходам, чтобы наладить восприятие бренда и найти ответственных дистрибьюторов, которые будут способствовать улучшению отношения к марке, а не наоборот. Если говорить про другие страны, например Арабские Эмираты, то туда мы также не сможем отправлять наши автомобили без технических доработок – то, что мы продаем в России, туда без этого не отправишь».
Говоря о себестоимости производства автомобиля, Мор заявил, что надеется снизить ее на 20%.
Этому должна помочь японская стратегия Monozukuri. Она подразумевает выбор более оптимального дизайна и, в частности, экономию на материалах — к примеру, где-то в автомобиле можно будет использовать пластик вместо алюминия.
«АвтоВАЗ» должен выйти на получение маржи, чтобы направлять эти деньги на дальнейшее развитие, — сказал Мор. – Для этого нужно адаптировать наши цены к покупателям, сделать так, чтобы люди могли позволить себе эти автомобили. Оптимизация процесса работы с поставщиками, что мы начнем уже совсем скоро».
Восемь новых моделей и выход на безубыточное производство
Всего до 2025 года «АвтоВАЗ» намерен выпустить восемь новых моделей и провести восемь фейслифтингов. Как пояснил Мор в беседе с «Газетой.Ru»,
две новые машины появятся в продаже уже до конца 2019 года. Одной из них будет универсал Lada Vesta Cross.
Кроме того, Мор пообещал вывести «АвтоВАЗ» из убытков в 2018 году. «Конечно, это будет зависеть от курсов валют. Если рынок будет чувствовать себя лучше, мы сможем этого добиться», — уточнил Мор.
Мнение аналитиков
Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко уверен, что планы «АвтоВАЗа» выйти в прибыль в 2018 году вполне реальны.
«Сроки, которые назвал Мор, достаточно просторные, — говорит Яковенко «Газете.Ru». — Учитывая, что конкуренты «АвтоВАЗа» обновляют модельные ряды и проводят рестайлинг в среднем раз в три года, то автогиганту придется либо подстраиваться под рынок, либо уходить и закрывать производство. Нежелание вкладываться в процесс непрерывных разработок — это болезнь большинства российских организаций, сохранившаяся со времен СССР. Нельзя в условиях рынка и конкуренции создать один успешный автомобиль и «штамповать» его десятилетиями, рассчитывая на то, что конкуренты будут сидеть сложа руки.
Мор адекватно оценивает рыночные реалии и не предлагает невыполнимых целей.
У «АвтоВАЗа» есть доступ и к технологиям, есть резервы производственных мощностей. Есть, правда, и долги, но они не должны стать помехой для реализации приоритетных инвестиционных программ, направленных на рост доли на внутреннем рынке и наращивание экспорта».
Кроме того, Яковенко считает, что дальнейшие развитие экспорта «АвтоВАЗу» необходимо.
«Именно за счет экспорта при условии сохранения негативной динамики на внутреннем рынке можно если не нарастить, то хотя бы сохранить текущие уровни производства в перспективе 1,5–2 лет, — считает аналитик. — Главным направлением для «АвтоВАЗа» будет рынок Средней Азии, но у Lada есть все шансы нарастить объемы поставок в Восточную Европу и Латинскую Америку».
С этим мнением согласен и аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, который считает, что развитие экспорта для «АвтоВАЗа» должно быть не менее важным, чем экспансия на внутреннем рынке.
«АвтоВАЗ» должен следовать пути, по которому сейчас идут большинство российских предприятий, — говорит Лукашов «Газете.Ru». – Это переориентация на внешние рынки. Спад в экономике сейчас наблюдается не только в России, но и в большинстве стран с развивающейся экономикой, что приводит к росту спроса на доступные и дешевые в обслуживании легковые и коммерческие автомобили. У «АвтоВАЗа» есть опыт работы на рынках Африки, Азии, Латинской Америки и Восточной Европы. Но со времен СССР экспорт на эти рынки практически не изменился ни по объемам, ни по структуре, что является большим упущением с учетом того, что Lada стремительно меняется и вполне может выбраться из собственной ниши и побороться за эконом-сегмент. 20–25-процентный рост экспорта в перспективе двух лет для «АвтоВАЗа» — вполне реализуемая задача при верном подходе к маркетингу и ценообразованию».
Напомним, что на Московском международном автосалоне (ММАС) «АвтоВАЗ» покажет 19 автомобилей, из которых шесть представляют собой концептуальные модели.