Российский авторынок в очередной раз пришел в стагнацию — падение продаж новых машин в июне оказалось примерно на том же уровне, что и в мае, — около минус 15% к аналогичному месяцу прошлого года. Напомним, что с начала года темпы сокращения продаж на авторынке замедлялись. Так, в январе продажи автомобилей снизились на 29%, в феврале — на 13%, в марте — на 10%, а по итогам апреля — на 8,5%. В апреле же рынок вновь начал сжиматься сильнее — ушел в минус 14,5%.
Официальный отчет о продажах легковых автомобилей в июне будет опубликован комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в пятницу, однако несколько источников «Газеты.Ru» на авторынке уже назвали итоговые цифры.
По их данным, в июне дилеры продали около 119,1 тыс. автомобилей — это на 21 тыс. меньше, чем было в июне 2015 года.
По итогам первого полугодия авторынок ушел в минус на 14,7%: за шесть месяцев в России было реализовано примерно 667 тыс. новых машин — на 115 тыс. единиц меньше, если сравнивать с январем — июнем 2015-го.
Падение продаж «АвтоВАЗа» в июне ускорилось и составило 16% к июню прошлого года, или 22,2 тыс. машин. Для сравнения, в мае объем реализации тольяттинского автогиганта был на 10% ниже прошлогоднего показателя, а в апреле даже превысил на 8% АППГ.
Всего же, по сообщению пресс-службы «АвтоВАЗа», за первое полугодие 2016 года в России продано 124 353 автомобиля Lada. Это на 11,6% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (124,3 тыс. автомобилей), согласно официальной статистике АЕБ.
Уже раскрыли данные о продажах в России оба южнокорейских бренда — Kia и Hyundai. Kia реализовала в прошлом месяце почти 12,8 тыс. машин — это на 8% меньше, чем в июне 2015-го. Июньские продажи Hyundai в России сократились на 2% и составили 12 тыс. новых машин.
Марке Renault по итогам прошлого месяца удалось нарастить продажи, пусть и минимально. Так, Renault реализовала чуть более 10 тыс. автомобилей, что 1% больше, чем было в июне 2015 года. Помимо Renault продажи увеличились у Skoda (4,8 тыс. машин, +9%), UAZ (4,3 тыс. машин, +12%) и Ford (3,6 тыс. машин, +22%).
Остальные лидеры, по данным источников, пока остаются в разной степени подверженными общей ситуации на рынке и демонстрируют отрицательные результаты. Среди таких марок Toyota (7 тыс. машин, -17%), Volkswagen (6,5 тыс. машин, -7%) и Nissan (6 тыс. машин, -33%).
Кризис на авторынке отражается и на премиальном сегменте. Например, продажи Lexus оказались на уровне июня прошлого года (1,6 тыс. единиц), хотя до этого заметно росли в течение нескольких месяцев. Июньские продажи Land Rover также существенно просели — на 23%.
В отличие от ряда брендов премиум-сегмента превосходные показатели у Jaguar. В июне продажи британской марки выросли на 255%, как поясняют эксперты, за счет ажиотажа клиентов вокруг первого в истории компании кроссовера — F-Pace.
Однако успех марки на общую ситуацию на авторынке повлиять, конечно, не может, поскольку в количественном выражении объемы продаж Jaguar невысоки и исчисляются лишь сотнями машин.
«В июне мы наблюдаем закономерное снижение покупательской способности и, более того, неоднократное увеличение цен от производителя в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, — рассказывает «Газете.Ru» операционный директор направления премиум- и масс-сегментов автомобильной группы «Авилон» Александр Никонов. — В связи с летним сезоном у многих заводов снижаются темпы производства, импортер не увеличивает бюджет на рекламные кампании по привлечению новых клиентов в такое менее востребованное для покупки автомобиля время года. Осенью ожидается незначительный прирост и увеличение продаж за счет сезонности».
В ГК «Рольф», напротив, не видят причин для улучшения динамики рынка в ближайшие месяцы. «Производители продолжают сокращать свои модельные ряды, некоторые бренды уходят с рынка, — комментирует ситуацию директор дилерского центра «Toyota Lexus Ясенево» ГК «Рольф» Мария Малинская. —
Тенденция к росту цен на автомобили будет сохраняться. Одновременно сокращается и число дилеров, которые работают в стране. Многие мелкие дилеры сейчас находятся на грани разорения, продавая по несколько автомобилей в месяц.
Их возможный уход с рынка — это также потенциал для его дальнейшего сокращения».
В свою очередь гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что авторынок уже давно достиг дна, но начнет «всплывать» к концу года. «Уже больше года у нас продают 110–120 тыс. машин в месяц, за некоторыми исключениями из-за сезонности, — поясняет Целиков «Газете.Ru». —
Рынок стабильно находится на дне, правда, чуть ухабистом. Полагаю, что роста объемов продаж в этом году мы уже не дождемся, но показатели чуть улучшатся — примерно до -10% по итогам 12 месяцев».
По оценке собеседника, рост продаж новых автомобилей может наступить только в следующем году. «Есть мощный фактор — отложенный спрос, который повлияет на рынок, как только люди почувствуют стабильность, а может, и небольшую прибавку к зарплате. Полагаю, что в 2017 году мы увидим продажи на уровне 140–150 тыс. единиц в месяц», — говорит Целиков.
Ранее в комитете автопроизводителей АЕБ заявили, что майские результаты продаж вынудили комитет пересмотреть свой годовой прогноз в негативную сторону — он будет представлен в июне. В январе комитет предрекал падение продаж по итогам года на уровне 4,7%. При этом в Минпромторге в конце июня прогнозировали, что по итогам 2016 года в России будет реализовано 1,5 млн автомобилей, а снижение составит 6,7%.