Две московские компании – «ЦентрПоставка» и «МАЗКОМ» — выиграли в сумме 11 тендеров на поставку 440 единиц всевозможной автомобильной техники крупным госструктурам в течение полугода в 2014 году. Общая стоимость этих госзакупок составила 1 млрд 179 млн руб. В частности, контракты компаниям удалось заключить с Федеральной службой исполнения наказаний, а также с одним из управлений Федеральной службы охраны, Министерством чрезвычайных ситуаций и ГУ МВД России по Москве.
Только спустя полтора года Управление федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) в ходе проверки выявило, что компании вступили в картельный сговор. Таким образом они смогли обеспечить получение заказов, финансируемых из федерального бюджета, по максимально высокой цене. Иными словами, фирмы договаривались между собой о том, чтобы на торгах за право заключения контрактов не снижать заявленную заказчиком максимальную цену или снижать, но минимально.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе УФАС по Москве, в результате картельное соглашение позволило компании «ЦентрПоставка» выиграть девять аукционов, а «МАЗКОМ» — два аукциона с минимальным снижением начальной максимальной цены контракта. «Мы анализировали информацию, полученную от торговых площадок, и выявили торги с признаками сговора участников, — рассказывают в пресс-службе ведомства. — Далее мы запросили пояснения от организаций «ЦентрПоставка» и «МАЗКОМ». А также проанализировали их поведение на торгах за достаточно большой период времени. При этом в ходе проверочных мероприятий мы установили, что указанные коммерческие организации, конкурируя между собой при участии в торгах, действовали в интересах друг друга — обменивались информацией, а при подаче заявок, ценовых предложений и подписании контрактов использовали единую инфраструктуру».
Иными словами, фирмы, которые по закону вообще не должны знать о том, что являются конкурентами на аукционе, могли пользоваться, например, одним офисом, сервером или даже одним компьютером при отправке документов.
В московском УФАС отмечают, что картельный сговор является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 14.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, обе компании могут получить в сумме максимальный штраф в размере почти 600 млн руб. По закону нарушителей должны оштрафовать в течение года после принятия комиссией УФАС решения о признании их участниками сговора.
«Довольно часто недобросовестные участники торгов стремятся получить максимальную прибыль таким образом. К примеру, в 2015 году мы возбудили 51 дело по признакам сговора на торгах», — добавляют представители столичного УФАС.
Отметим, что уличенные в нарушении закона заказчики уже выполнили поставки машин федеральным ведомствам по заключенным контрактам, получив полную оплату. Информация по заключенным ранее контрактам с компаниями «МАЗКОМ» и «ЦентрПоставка» размещена на портале госзакупок.
По данным базы Kartoteka.ru, обе компании действительно участвовали в аукционах упомянутых государственных структур на поставку различной автомобильной техники: пассажирских автобусов, грузовых и легковых автомобилей повышенной проходимости, а также различной спецтехники.
Стоит отметить, что предприятие «ЦентрПоставка» только в 2014 году получило 26 госконтрактов почти на 1,2 млрд руб., а в 2015 году — уже 63 госконтракта на общую сумму чуть менее 1,5 млрд руб.
Правда, в конце 2015 года Следственный комитет внес компанию в реестр недобросовестных поставщиков, а 12,5-миллионный контракт с СК на поставку автобуса ЛиАЗ-529115 «Круиз» был по неизвестной причине расторгнут ведомством.
В свою очередь предприятие «МАЗКОМ» в прошлом году заключило с госструктурами 38 контрактов на поставку автомобильной техники на общую сумму более 1 млрд руб. Данных о полученных компанией госзаказах в 2014 году нет.
В компании «ЦентрПоставка» «Газете.Ru» наотрез отказались комментировать ситуацию. Связаться с представителями «МАЗКОМ» для получения комментариев «Газете.Ru» не удалось.
Евгений Бакулин, эксперт компании IST-Budget, которая занимается мониторингом тендеров, отмечает, что практика вступления участников аукционов в картельные сговоры прогрессирует в течение последних четырех лет. «Несмотря на то что большая часть заявок — анонимные, информация о компаниях, подающих заявки на участие в тендерах, сливается, — поясняет «Газете.Ru» Бакулин. — Это может делать представитель площадки, на которой размещается заказ, либо сам заказчик. Либо же компании, работающие с закупками в одной отрасли, сами кооперируются — все крупные игроки знают друг друга.
Сейчас, когда госзаказов из-за кризиса становится меньше, поставщикам выгодно договариваться между собой, чтобы получать контракты по максимальной цене.
При этом не только участники аукционов вступают в сговор между собой, но иногда и сам заказчик договаривается в нарушение закона с исполнителем. В результате госзакупок с минимальным снижением начальной цены контракта (на 0,5%) сегодня производится очень много. ФАС реагирует на такие закупки не очень часто, но сказать, что они бездействуют, тоже нельзя. Они чаще смотрят на крупные закупки: проводят аналитику, вычисляют аффилированные компании, устанавливают наличие заинтересованности. Например, когда лица со стороны заказчика и поставщика состоят в родственных связях. Помимо штрафа за картельный сговор нечистую на руку компанию могут добавить в реестр недобросовестных поставщиков, лишив права участвовать в тендерах».