Проверить целевое использование автомобилей скорой помощи у ГИБДД РФ попросили председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов и член этого же комитета, экс-глава ГАИ России Владимир Федоров. Соответствующее письмо сенаторы направили в адрес главы ведомства Виктора Нилова. После ответного письма авторы документа собираются разработать и внести законодательную инициативу на эту тему в Госдуму.
Согласно тексту письма, «в последнее время в крупных городах РФ зарегистрированы неоднократные случаи использования автомобилей скорой помощи не по назначению. В ряде случаев автомобили приобретаются юридическими лицами для пассажирских перевозок, проходят переоборудование и используются на дорогах как спецтранспорт, оснащенный световыми и звуковыми сигналами», утверждают авторы запроса.
Основные претензии у законодателей накопились к частным медицинским клиникам, которые оформляют подобные поездки как выезд к больному с целью госпитализации.
Они обращают внимание на то, что расценки на подобные услуги находятся в открытом доступе на сайтах этих клиник в сети интернет.
Сенаторы в письме просят главу ГИБДД дать указание осуществить проверку использования автомобилей скорой помощи не по целевому назначению. В случае выявления подобных нарушений они предлагают рассмотреть возможность разработать ряд мер по устранению подобной практики.
Как пояснил Федоров «Газете.Ru», в ряде случаев выявить нарушителей может простой осмотр автомобиля и проверка того, есть ли в нем необходимое оборудование для транспортировки больных.
Он обратил внимание на то, что, по некоторым данным, существуют такие «скорые», салон которых полностью переоборудован под пассажирский транспорт.
«Мы прочитали в интернете все эти объявления, собрали личные наблюдения, отзывы коллег и теперь просим ГИБДД проверить, насколько актуальна эта проблема и сколько таких автомобилей ездит по Москве, — сказал Федоров. — Такая проблема, когда «скорые» буквально переоборудуют в комфортабельные такси, актуальна для всех крупных городов. Отслеживать такие машины сложно – останавливать машину, которая едет с мигалкой, конечно же, нельзя, мало ли что, поэтому проверять их нужно перед выходом на маршрут. Нужна подробная база тех юрлиц, которые закупили себе машины скорой помощи, и протрясти их как следует».
Пока парламентарии не назвали своих предложений по мерам наказания, которым следует подвергать таких нарушителей. Остается также непонятным – будут ли наказывать исключительно компании, оказывающие услуги «скорых-такси», или же наказание будет распространяться и на клиентов таких VIP-такси.
При этом в настоящее время в КоАП уже предусмотрены штрафы в размере 500 тыс. руб. для юридических лиц и 5 тыс. руб. для частных за незаконную установку проблесковых маячков, а также нанесение на частные автомобили цветографических схем, как на спецтранспорте.
Депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Старшинов согласился с тем, что слухов о «скорых», которые работают как такси, действительно очень много. По его мнению, проблеме не уделяется достаточного внимания.
«О том, что у нас столько мигалок, говорится повсюду, а воз все там же, — сказал Старшинов «Газете.Ru». — Эта проблема совершенно точно лежит в плоскости работы Госавтоинспекции. У них есть все полномочия, должен работать линейный контроль — сотрудники ГИБДД могут остановить любую машину, которая едет с мигалкой, и узнать у водителя, куда он едет. Другое дело, что эта работа не ведется, это никому не нужно. Еще один способ быстро справиться с такими «скорыми-нарушителями» — это сразу лишать лицензии частные компании, и проблема бы сразу отпала».
Как считают в профессиональном сообществе, такая проблема действительно может относиться только к частным организациям. Дело в том, что все автомобили государственных карет скорой помощи находятся под постоянным контролем операторов. Так, как ранее рассказал «Газете.Ru» заместитель главного врача ССИНМП по медицинской помощи Евгений Черняков, каждый автомобиль «скорой» оснащен системами ГЛОНАСС и GPS. И каждую машину оператор может отследить у себя на мониторе.
«Небольшое отклонение от курса, и водитель сразу же получит предупредительный звонок. Получается, что под таким контролем выезжать на другие адреса просто невозможно», — сказал Черняков.
Между тем, если изучить сайты частных «неотложек», действительно можно найти весьма интересный перечень услуг. «Куда мы возим больных: в больницу, в санаторий, на дачу, на вокзал, в аэропорт», — говорится на сайте одной из таких московских организаций.
Доставка больного в аэропорт обойдется в 7,2 тыс. руб., а на вокзал — 4,1 тыс. руб.
Отметим, что тема о необходимости проведения спецрейдов ГИБДД по выявлению медицинских такси время от времени всплывает в прессе. Один из резонансных случаев, который был зафиксирован в Москве, произошел в 2013 году. Тогда СМИ сообщили, что гаишники остановили спецмашину, грубо нарушившую правила дорожного движения. В салоне вместо кушетки с тяжелобольным пациентом обнаружились хорошо одетые люди в штатском, разместившиеся в комфортабельных VIP-креслах и отказавшиеся предъявить документы.
Между тем на работе в качестве такси попадались не только автомобили «скорой». Так, в 2012 году в Москве задержали группу полицейских, которые за деньги на служебных машинах сопровождали автомобили бизнесменов. Услуга стоила 40 тыс. руб. за одну поездку. В числе задержанных оказались командир спецполка и его замы.
Напомним, что ранее «Газета.Ru» встречалась с рядовым московским водителем автомобиля скорой помощи. Он рассказал, как медикам удается добираться до пострадавших даже сквозь самые серьезные пробки, кто чаще не уступает дорогу «скорым» и почему некрасиво пристраиваться в заторе за врачами.