Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«На таком автомобиле должен ездить президент»

Глава «BMW Group Россия» рассказала о стратегии компании в эпоху экономического кризиса

Глава «BMW Group Россия» Елена Смирнова в интервью «Газете.Ru» рассказала, как экономический кризис и политика в последний год сказались на работе компании в РФ, будут ли баварцы строить завод в Калининграде, прокомментировала любовь чиновников к марке BMW и поделилась амбициозными планами в качестве руководителя компании.

«Май-июнь еще будут сложным периодом для российского авторынка»

— На фоне сложного экономического кризиса в стране вы открываете новый дилерский центр в Казани. Причем это один из самых больших дилерских центров BMW в России. Значит ли это, что, по вашим ощущениям и прогнозам, кризис заканчивается?

— За последние четыре месяца российский авторынок упал почти на 38% (данные Ассоциации европейского бизнеса. — «Газета.Ru»). На 14% просел и премиальный сегмент. Если посмотреть тенденцию по месяцам, наибольший спад был в марте — минус 43%. В апреле — минус 42%. На основании вот этой небольшой тенденции к уменьшению я бы не стала спешить с прогнозами о том, что рынок стабилизировался, достиг дна и теперь уже ситуация пошла в другую сторону. Скорее всего, май-июнь еще будут достаточно сложным периодом для российского рынка. Поэтому давайте еще два месяца подождем с оптимистическими заявлениями о восстановлении спроса. Однако поскольку это не первый кризис и мы знаем, что российский рынок достаточно волатильный — быстро падает, но очень быстро восстанавливается, — мы рассчитываем, что где-то к концу года спад от месяца к месяцу уже будет минимальным или вовсе тенденция сменится на рост.

— Это далеко не первый кризис для нашей страны. И когда мы наблюдаем за падением всего авторынка, традиционно премиум-сегмент все-таки находится в плюсе. Казалось, кризисы богатым нипочем. Но как раз в этом году мы наблюдаем, что очень многие премиальные бренды показывают падение, в том числе компания BMW. На ваш взгляд, с чем это связано? Мы столкнулись с настолько сложным кризисом, что он бьет не только по среднему классу, но уже и по самым обеспеченным слоям?

— В кризисном 2009 году премиальный сегмент в абсолютном выражении тоже упал по отношению к 2008 году. Хотя в процентах тогда доля премиального сегмента подросла. В 2015 году наблюдается такая же тенденция: доля премиального сегмента на рынке растет, в абсолютном выражении премиальный сегмент падает. Конечно, не так драматично, как весь рынок. Если смотреть на продажи компании BMW, движение вниз может стать произвольным, а может быть контролируемым. В нашем случае текущий спад все-таки контролируемый процесс. Так, в ключевом для компании BMW сегменте наша ситуация достаточно стабильна. По продажам, например, X3 и X4 (премиальные компактные кроссоверы. — «Газета.Ru») в этом году мы лидируем. В продажах X5, X6 (большие кроссоверы. — «Газета.Ru») та же самая ситуация. Те сегменты, где продажи у компании BMW значительно снизились по отношению к прошлому году, — это сегмент эластичный — BMW 1-й серии и X1. Новый BMW 1-й серии уже выходит на рынок. Покупатели смели склады с предыдущей моделью в ноябре-декабре, и для нас не было смысла завозить предыдущий кузов.

— Вы себя называете антикризисным менеджером. Текущий кризис уже третий, который вы застаете в качестве топ-менеджера в автобизнесе. Скажите, на ваш взгляд, какие меры во время экономического кризиса наиболее эффективны с точки зрения менеджмента?

— Любой, кто проработал на российском рынке десять лет, может назвать себя антикризисным менеджером. Потому что любой пережил как минимум три серьезных кризиса. Самое главное в автобизнесе во время кризиса — это дилерская сеть. Можно продавать великолепный продукт, можно провести великолепную рекламную кампанию и предложить маркетинговую поддержку. Но если нет точки соприкосновения с клиентом или эта точка слабая, то восстановиться на рынке будет достаточно сложно.

— Вопрос о цене в премиум-классе не так актуален, как в других сегментах, но все равно он, безусловно, влияет на продажи. Сейчас ситуация на валютном рынке более-менее стабилизировалась, рубль укрепился. Не планируете ли вы в ближайшее время коррекцию цен?

— Мы реагируем на экономические факторы на рынке. Ценообразование — вопрос стратегический, и мы не поднимали цены на автомобили в соответствии с ростом евро к рублю. Поэтому на данный момент цены являются адекватными рынку.

«Трения между странами негативно влияют на наш бизнес»

— В последний год помимо влияния кризиса в бизнесе стало очень много политики. Мы видим это на примере американского автогиганта General Motors, который сворачивает свой бизнес в России и при этом открывает производство в соседней Белоруссии и не собирается уходить с Украины, где авторынок схлопнулся. Непростые отношения сейчас и у России с Германией. Скажите, в последний год вы заметили, чтобы политика оказывала влияние на ваш бизнес? Может, центральный офис снижает квоты для России или, допустим, меняет стратегию?

— В нашем случае бизнес есть бизнес. Это позиция компании BMW во всем мире, и Россия не исключение. Мы, естественно, чувствуем, как какие-то политические трения между странами, санкции, ослабление рубля оказывают негативное влияние на нас. Но для компании BMW Россия всегда была стратегически важным рынком — рынком, который, как многие прогнозировали, должен стать первым в Европе в 2016 году. Правда, потом этот срок перенесся на 2018 год, сейчас эксперты его переносят на 2020-й.

Также стоит обратить внимание на размеры инвестиций, которые делает компания BMW в России: в плане обслуживания клиентов и вывода на наш рынок новых моделей инвестиции в российский рынок не прекращаются. Даже тот факт, что мы практически не повысили цены на запчасти, — это тоже своего рода инвестиция.

Мы понимаем, сложное время пройдет. Клиент должен чувствовать, что компания про него не забывает.

— Почему компания BMW отказалась от планов строительства завода в Калининграде?

— Мы всего лишь перенесли решение о строительстве завода. Повторюсь: отложили решение. И это абсолютно логично: если сейчас спрос на российском авторынке резко снижается, а ситуацию сложно прогнозировать даже на ближайшие три месяца, то решение о строительстве завода не может быть принято в такой ситуации.

— То есть вы по-прежнему настроены построить завод BMW в Калининграде?

— Продолжается текущее сотрудничество с партнером в Калининграде (на мощностях холдинга «Автотор» собираются модели BMW. — «Газета.Ru»). О его развитии сейчас рано говорить. Тем более если решение об этом не было принято и перенесено.

«Российский клиент достаточно продвинутый»

— Скажите, когда компанию BMW по объемам продаж обходит, допустим, Mercedes или Audi, то есть основные ваши конкуренты, вот для вас это сигнал о чем? И может быть, из центрального офиса в Германии тоже исходит беспокойство: ребята, у вас тут неполадки, опережают наши главные конкуренты. Как это происходит?

— Автомобильный бизнес — это не погоня за цифрой. Главная цель — получение прибыли. И если объемы продаж позволяют достигать определенной прибыли — прекрасно, почему бы и нет. Ситуация бывает разная: можно продать много машин, но при этом уйти в минус.

— Вы наверняка знакомы с маркетинговыми исследованиями. Почему в России покупатель выбирает, например, именно Mercedes, BMW или Audi? Какие критерии выбора, на ваш взгляд? Это успех маркетологов? Или это что-то еще?

— Я думаю, это комплекс причин. В том числе даже в премиуме свое действие оказывает ценообразование. Недавно «Автостат» выпустил исследование, согласно которому для россиян главное при принятии решения о покупке — это дизайн и возраст автомобиля. Например, на вопрос, когда вы поменяете автомобиль, ответ россиянина в половине случаев — когда выйдет новый. В Германии бы так ответили, пожалуй, только 20%.

— То есть среднестатистический россиянин менее прагматичен?

— Россияне были менее прагматичны до кризиса... Почему интересно работать на российском рынке — потому что у нас российский клиент достаточно продвинутый. И если в благополучное время клиент может позволить себе ориентироваться на свою любовь и приверженность марке, то сейчас мы наблюдаем задержку спроса: человек ожидает, что будет дальше. Он раздумывает. Наш клиент достаточно рационален при принятии решения. Однако премиальный бренд — это всегда эмоция.

— Автомобили BMW очень любят российские чиновники (как, впрочем, и другие премиальные бренды). BMW является одним из поставщиков автомобилей для госструктур, в частности для управделами президента РФ (УДП). Насколько важна для вас эта составляющая бизнеса в России?

— Безусловно, для нас сотрудничество с УДП — это очень важный сегмент, и мы гордимся тем, что много лет имеем возможность поставлять автомобили нашим уважаемым клиентам. Что касается объема продаж в госструктуры, это в среднем 3% общего. Может быть, не так много в штуках. Тем не менее в плане имиджа это для нас очень важно.

«У любого нормального управленца личные цели совпадают с профессиональными»

— Идеальный руководитель никогда не будет полностью доволен своим хозяйством. А вот какие профессиональные цели вы ставите перед собой в ближайшей перспективе, что бы вы хотели изменить?

— У меня, как в принципе у любого нормального управленца, личные цели совпадают с профессиональными. Естественно, сейчас, в эпоху кризиса, я сфокусирована на стабилизации ситуации, стабилизации дилерской сети, стабилизации продаж. Это базовое требование. Следующим этапом, к чему я хочу стремиться, — чтобы любой ребенок на вопрос, какой самый лучший бренд, говорил: BMW. Недавно ехала со своим шестилетним сыном на служебном BMW 7-й серии. Он первый раз ехал на этом автомобиле. Он что-то трогал, разглядывал, исследовал и потом сказал: «Ой, какой хороший автомобиль, какой красивый. Знаешь, мамочка, на таком автомобиле должен ездить президент». Когда это будет говорить каждый, тогда это будет успех.

— Я предлагаю завершить интервью тем, с чего начали. Вы антикризисный менеджер. Вот ваш совет нашим читателям, какая личная стратегия должна быть во время кризиса?

— Во время кризиса, мне кажется, залог успеха — это сотрудничество и партнерство. Если заботиться только о своих личных интересах, это ни к чему хорошему не приведет. Не думай только о себе, думай в целом обо всех.

Новости и материалы
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Боррель заявил, что ЕС будет обязан арестовать Нетаньяху
Миранчук рассказал, где хочет завершить карьеру
Участника СВО задержали у возлюбленной после убийства пары в Екатеринбурге
Витас мог решиться на пластику после критики за лишний вес
Суд арестовал двух украинцев за попытку попасть в Крым на надувной лодке
Все новости