34-летний эвакуаторщик Сергей Тарасов — веселый и улыбчивый москвич, который с радостью рассказывает о своей работе. Он числится в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) с осени 2013 года, когда служба эвакуации в Москве заработала в полную силу, и находится там на хорошем счету.
— Сергей, где вы работали раньше и почему решили сесть за руль эвакуатора?
— Я был водителем грузового автомобиля, услышал, что здесь хорошие зарплаты, и решил попробовать. Получаем 58 тыс. руб. чистыми, 67 тыс. руб. — без вычета налогов. Это очень конкурентоспособная зарплата, особенно в кризис, когда всех сокращают, да и график удобный — 2/2. Ну что сказать, денег зазря не платят: работа, конечно, тяжелая. Зимой холодно, весной ходишь весь грязный и промокший...
— С чего начинается подготовка новичков?
— Я в течение месяца проходил обучение на базе. У нас на базе есть автомобиль, на котором все тренируются. Мы его поднимаем, опускаем, привыкаем к управлению, чтобы рука научилась чувствовать все рычаги. Первое время рука вообще ничего не чувствует — можно резко махануть и побить машину. Потом еще месяц рядом ездит инструктор, показывает, как правильно ездить, как загружать и разгружать автомобиль при помощи крана-манипулятора.
— Психологи с вами работают?
— Да, к нам на базу приезжали психологи, проводили с нами беседу, рассказывали, как правильно общаться с людьми. Когда видишь, что назревает какая-то сложная ситуация, нельзя делать вид, что ничего не происходит. Нужно попытаться погасить конфликт. Лучше лишний раз извиниться и все объяснить. Но трудновато, конечно, бывает: люди прибегают, злятся, когда автомобиль грузят на платформу прямо на их глазах, возмущаются. И так целый день. Берешь себя в руки, объясняешь.
Ведь если человек пришел до того, как двинулся автомобиль, мы отдаем машину без вопросов. И волноваться им нечего, придется только заплатить штраф 3 тыс. руб.
— И прямо сразу все претензии исчезают?
— В основном все сразу успокаиваются. Но некоторые первым делом начинают кричать: почему вы грузите именно мою машину, когда «тут вон других полно»?! Мы стараемся человека успокоить, вежливо объяснить, где и что он нарушил. Показываешь знаки, и очень часто выясняется, что те самые «другие» стоят как раз правильно, а тот, чью машину мы загружаем, припарковался под запрещающим знаком или на разметке. Сначала возмущаются, конечно, но потом большинство соглашается: «Ну да, недосмотрел, торопился».
— А есть такие люди, которые угрожать пытаются?
— Изредка попадаются персонажи, которые лезут драться и бросаются не только на нас, но и на инспекторов МАДИ. Люди бывают вспыльчивые, обзываются разными словами. И сейчас ведь многие по улицам ходят с травматическим оружием, иногда пытаются даже им угрожать.
— И что тогда делать?
— Ему говоришь: «Не ругайтесь, пожалуйста, успокойтесь, видно, что у вас доброе сердце. Вы злитесь, а сердце доброе. Мы автомобиль отдадим, только покажите документы». Успокаиваются. Но бывает и такое, что приходится вызывать наряд полиции, чтобы утихомирить водителей.
— Не случаются ли конфликты на почве того, что эвакуатор с машиной уже уехал, а через минуту прибежал водитель и требует ее срочно и любыми способами вернуть?
— Да, бывает и такое. Люди пытаются представляться сотрудниками различных спецслужб, машут различными «корочками», просят вернуть машину, требуют, чтобы ее прямо немедленно привезли назад. Если не получается решить мирным путем, вызываем сотрудников ППС.
— Разве нельзя найти, кто увез, позвонить, договориться?
— Нет, такой возможности нет. Многие спрашивают, можно ли решить вопрос. Но дело не в деньгах. В эвакуации задействованы три человека. Самый главный из них — инспектор МАДИ или ГИБДД, он патрулирует улицы и принимает решение об эвакуации. Получив от него сигнал, к машине нарушителя подъезжают эвакуаторщик и техник. Техник пишет акт приема-передачи от должностного лица, то есть от инспектора ГИБДД. Он же заносит информацию в базу единого диспетчерского центра. Потом протокол подписывает водитель и увозит автомобиль. И если машина уже уехала, то мы ничего поделать не можем: она уже в базе.
— Не жалко людей?
— Иногда действительно обидно и жалко, когда люди прибегают, а машина уже уехала. Если бы человек успел до того, как эвакуатор тронулся с места, то никаких проблем.
Хочется пойти навстречу, но мы не можем, к сожалению. Если машина уже уехала, то уже ничего не сделаешь, даже если очень хочется.
— Кто нарушает правила парковки чаще всего? Бытует мнение, что владельцы люксовых машин делают это намного чаще других. Так ли это?
— В Москве по умолчанию больше иномарок и дорогих автомобилей, а «Жигулей» осталось мало. Для нас нет разницы, кого забирать, если он нарушает правила, — эвакуируем всех. Самое главное, чтобы была команда от инспектора ГИБДД или МАДИ. Но владельцы люксовых машин действительно нарушают чаще. Особенно это заметно у магазинов, ресторанов и разных заведений. Там все места обычно заняты, и многие паркуются вторым рядом, под запрещающими знаками. С такими очень тяжело. Они считают, что я здесь встал, потому что мне здесь удобно.
— А сами эвакуаторщики не могут выбрать, какой автомобиль забрать?
— Сами мы не можем принимать такие решения. Мы же просто перевозчики.
— У сотрудников службы эвакуации тоже забирают автомобили?
— И у нас тоже случалось. Просто приехал к друзьям, поставил машину елочкой где-нибудь в Бутово. Вышел — нет машины. У нас эвакуаторщики точно так же приходили на стоянку, платили штраф 3 тыс. руб. и услуги эвакуации — 5 тыс. руб.
— Вам претензии после таких случаев не предъявляли? Как вы друзьям объясняли, что машину эвакуировали?
— Все наши друзья уже предупреждены о такой опасности, мы им постоянно говорим, чтобы не парковались под знаками, на тротуарах, потому что машину заберут. Сколько раз я это говорил соседу, а он не слушал. Вот недавно встретились в электричке — у него увезли «Ягуар» последней модели, забежал в банк на «пять минут». Многие спрашивают: есть ли какие-нибудь средства, чтобы машину не увезли? Но такого не бывает.
— У вас есть машина? Вас эвакуировали когда-нибудь? Если да, то за что?
— Да, у меня машина есть, а увозили меня всего лишь один раз, когда я даже не знал, что такое эвакуация. Но когда я стал здесь работать, такого больше не происходит.
— Свои своих не забирают?
— Совершенно не так. Просто внимательнее стал. Приезжаешь, внимательно смотришь на знаки, ищешь свободное место, паркуешься, платишь. Всё. У меня же на машине не написано, что она принадлежит сотруднику АМПП, ни в какие специальные базы она не внесена.
— Бывают дни, когда вообще приезжаешь пустым?
— Да, конечно. Особенно в праздники, когда машин очень мало. Тогда мы просто ездим, патрулируем улицы. Реагируем, если кто-то пожалуется, что нельзя заехать во двор, бросил машину на «аварийке», либо на остановке стоит машина, и троллейбус не может проехать.
Но зарплата не зависит от количества перевозок. У нас нет плана — один или три автомобиля, зарплата у нас фиксированная.
— Когда вы машину на эвакуаторе везете, вы понимаете свою ответственность за нее?
— Конечно. Если что-то произойдет, то это будет ЧП. У нас за этим строго следит руководство. И если человек пренебрежительно относится к чужому автомобилю, включая сам эвакуатор, его ждет выговор и может дойти до увольнения. Дело не в цене автомобиля, любую машину нужно перевозить аккуратно.
— Штрафы за нарушения ПДД вам приходят?
— Да, приходят. Но по каждому случаю проводится проверка. Если пришел штраф и выясняется, что при этом эвакуатор грузил автомобиль и стоял под запрещающим знаком с включенными проблесковыми маячками, то этот штраф оспаривается в суде. А если он выписан правомерно, то у нас строго следят за тем, чтобы мы в регламентные сроки все оплатили. И накладывают дисциплинарное наказание.
— Вас «зелеными крокодилами» называют — не обидно?
— Если бы мы были такие обидчивые, то мы бы и не смогли здесь работать. Мы всё понимаем, включая шутки про эти «зеленые крокодилы». Машины реально похожи на длинных зеленых крокодилов, поэтому не обидно. Гораздо обиднее, что многие водители во всех бедах винят исключительно нас.
Человек припарковался не по правилам, машину на переходе бросил, его эвакуировали, а виноваты «зеленые крокодилы». Ну как так?
— Водители часто жалуются, что сами эвакуаторщики нарушают правила парковки и мешают движению. Собираются кучками и стоят на дороге. У вас есть какое-то специальное разрешение на это?
— У нас нет такого разрешения. Мы городская служба, которая борется с нарушениями ПДД и, конечно, сами подавать антипример не должны. Водитель эвакуатора может отклониться от ПДД для осуществления погрузки только по указанию инспектора ДПС. В таком случае для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан включить проблесковые маячки и произвести погрузку задержанного ТС. К сожалению, очень многие изначально относятся к нам предвзято: «Синие ведерки», например, устраивают на нас целую охоту. И все кому не лень фотографируют, как и где мы стоим. Но летать-то мы не умеем! Парковки для эвакуаторов в городе пока не предусмотрены, да и в принципе мы большую часть времени находимся в движении. Так и стоим где-нибудь сбоку на дороге, не нарушая ПДД.
— Благодарность в свой адрес от кого-нибудь, кроме руководства, приходилось слышать? Или только один негатив?
— Да, нас реально иногда хвалят люди, и за это им огромное спасибо. Это очень приятно, улыбка на лице появляется. Есть такие улочки, где места реально мало, а на узких тротуарах стоят машины. Сколько раз видели, как мимо шли женщины с колясками, велосипедисты, бабушки с тележками и говорили спасибо. Мол, уже так надоели, ставят и ставят. Мы, конечно, им отвечаем: «Жалуйтесь, и мы приедем». Понятно, что автомобилисты нам такого никогда не скажут, хотя, может, когда-то что-то и поменяется.
— После случаев с так называемыми паркменами в организации процесса эвакуации что-нибудь изменилось?
— Конечно! Посмотрите, вас в кабине сейчас снимают сразу две видеокамеры, чтобы исключить все конфликтные ситуации. Есть такие люди, которые запрыгивают на ходу и потом говорят: «Я уже сидел в машине, а вы приехали и прямо со мной, внаглую увезли автомобиль!» В итоге для таких ситуаций и поставили камеры.
— Самому в такую ситуацию попадать не приходилось?
— Слышал, конечно, но вживую не сталкивался. Того же Алтухова (московский водитель пикапа Mazda Константин Алтухов, попытавшийся помешать эвакуации автомобиля), конечно, можно понять с какой-то стороны. Мы же тоже люди. Но одно дело, если бы такое происходило где-то в поле или на пустынной улице. Но это Москва, трафик плотный, машин много. Человек подбегает к движущемуся эвакуатору, залезает на него. Мало ли, какая у него физподготовка... А если он поскользнется, упадет? Он может себе голову разбить, попасть под машину... А отвечать нам за него потом? На ходу запрыгнуть... Молодец, конечно, спортивный парень, но это ведь очень опасно!
— В целом люди к вам привыкли?
— Да, безусловно. Во-первых, люди стали понимать свои права, спокойно реагировать. Они знают, что мы обязаны отдать им автомобиль. При этом протокол составляется обычно тогда, когда машина уже стоит на погрузчике. Если водитель пришел, а мы только подъехали, то человек просто уезжает, даже без штрафов. Во-вторых, на некоторых улицах машины уже не бросают, уже приучили. Конечно, есть места, в основном вокзалы, куда люди приезжают из регионов. Там еще долго будут продолжаться нарушения. Раньше с Садового забирали огромное количество автомобилей, а сейчас у нас даже там маршруты не проходят. К примеру, собираемся на Серпуховской, а работаем в другом месте, потому что все Садовое пустое. Хотя поначалу люди вообще не понимали, что это за парковка, что это за эвакуация. Они даже не знали своих нарушений. Подходили, спрашивали, за что мы убираем автомобиль, что это за знаки, — как будто права купили.
— Машина погружена на эвакуатор, все документы оформлены, в последнюю секунду прибегает хозяин — таких случаев очень много... Отдадите машину?
— Сейчас даже если водители говорят, что документы у них не с собой и за ними нужно сходить, мы ждем, без проблем, мы же не воры.
Мы не хотим, чтобы люди о нас плохо думали. У нас такие же семьи, дети, жены дома. Последнее время были даже такие случаи, когда нам из окна кричат: мол, не забирайте, это мой автомобиль, сейчас спущусь и покажу документы. Конечно, мы ждем. Все по-доброму.
— Как насчет жалоб о том, что машины эвакуировали от больниц, а человек приехал в экстренной ситуации?
— Говорят, что сейчас есть негласное предписание не забирать автомобили от больниц и школ. Было много жалоб, к примеру, когда привозили детей в школу, а больных — в медучреждения. Но это все решают инспекторы ГИБДД и МАДИ, все по их усмотрению.
— Не подрезают на дорогах?
— Бывает всякое, редко, но случается. К счастью, таких людей, которые выплескивают свое недовольство в виде автомобильного хамства, становится меньше. И это очень хорошо.
Иногда надо выехать с проезда, а там пробка — и думаешь, что тебя в жизни никто не пропустит, но нет, моргают, уступают.
— У вас есть совет или пожелание московским водителям?
— Водители не смотрят на знаки, ищут любую дырку, чтобы только встать. Если вы нашли место для стоянки, выйдите из машины, осмотритесь по сторонам, пройдите немного назад. Если запрещающего знака нет, то вашу машину не увезут. Если парковка платная, ее нужно оплатить. Смотрите на знаки, на разметку, не паркуйтесь на пешеходных переходах и за пять метров до них, потому что из-за таких автомобилей, например, маленькие дети, выходя на дорогу, не могут увидеть едущую машину.