Уровень продаж автомобилей в мире растет уже пятый год подряд. Спрос на новые автомобили на планете по итогам прошлого года вырос на 3,4%. В общей сложности в 2014 году было продано 87 млн машин. Такие данные приводит в своем отчете аналитическое агентство «Автостат».
Россия с показателем 2,5 млн (–10,3%) легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2014 года заняла восьмое место среди других стран, пропустив вперед Великобританию, где продажи увеличились на 10,3% и составили 2,8 млн единиц.
Уверенно лидирует на мировом авторынке Китай, где в прошлом году была реализована треть от общего объема продаж во всем мире. Так, в январе — декабре 2014 года в Поднебесной было продано 23,6 млн новых автомобилей — это на 7,8% больше, чем годом ранее.
Несмотря на то что китайский авторынок продолжает увеличиваться, темпы его роста постепенно падают. Так, рост объемов продаж в 2013 году составлял 16%. Китайские власти активно борются с загрязнением окружающей среды, ужесточая регистрацию новых автомобилей в ряде крупных городов, а также повышая требования к показателям экологичности продаваемых автомобилей.
В целом же рынок Азиатско-Тихоокеанского региона занял по итогам 2014 года почти половину (45%) глобального спроса.
Второе место мирового рейтинга продаж сохранили за собой США. В 2014 году объем североамериканского авторынка увеличился на 6% по сравнению с предыдущим годом и составил 16,5 млн машин. С существенным отставанием от конкурентов на третьем месте рейтинга находится японский авторынок, где в прошлом году было реализовано 5,5 млн автомобилей. Следом в рейтинге стран-лидеров расположились Бразилия (3,33 млн единиц, –7%), Германия (3,25 млн, 2,6%) и Индия (3,1 млн, 2,1%). Замыкают ведущую «десятку» Франция (2,1 млн, 0,4%) и Канада (1,8 млн, 6,2%).
Из всех стран, вошедших в топ-10, сокращение объемов продаж произошло только у России и Бразилии.
Среди закрепившихся в 2014 году во второй десятке мирового рейтинга продаж стоит выделить Таиланд и Аргентину, где авторынок сократился наиболее существенно — на 34% (0,85 млн единиц) и 28,7% (0,65 млн) соответственно. Динамично развивается иранский авторынок — прирост продаж в 2014-м составил 26% (0,85 млн единиц).
По оценке аналитиков PwC, рынки США и европейских стран не смогут демонстрировать темпы роста, сопоставимые с рынками развивающихся стран, хотя и сохранят в обозримом будущем свое положение в рейтинге. Роль Японии, по мнению экспертов, будет снижаться, а японские производители больше станут ориентироваться на потребности покупателей других рынков.
Эксперты также отмечают, что продажи в Бразилии, России, Индии существенно вырастут в долгосрочной перспективе.
Однако пока российский авторынок рискует и вовсе оказаться вне первой десятки. В то время как во Франции, Канаде и Южной Корее (1,6 млн единиц, 8,6%) сохраняется увеличение объемов продаж, российский авторынок подвержен негативным тенденциям. Так, по оптимистичным ожиданиям аналитиков, авторынок обвалится в 2015-м на 24% и вернется к показателям 10-летней давности. Пессимистичный сценарий, которого придерживаются многие автопроизводители, предполагает сокращение авторынка на 50%.
Напомним, что наиболее серьезное падение авторынка в сравнении с другими странами европейского континента отмечается на Украине, где по итогам года зафиксирован худший за последние 15 лет результат. Из-за уменьшения территории страны: отсоединения Крыма и фактического отделения ДНР и ЛНР, а также девальвации местной валюты — спрос на новые машины упал в полтора раза.
Так, по данным «Укравтопрома», в 2014 году объем украинского авторынка составил всего 97 тыс. новых легковых автомобилей, что на 54,5% меньше, чем было продано в 2013-м. Для понимания масштаба кризиса стоит отметить, что в стране с населением свыше 40 млн человек за год продали машин ощутимо меньше, чем в 3,8-миллионном Татарстане и примерно столько же, сколько в 5,5-миллионом Краснодарском крае.